Русский монорельс
Добавить рекламное объявление

 

 

Русский монорельс.

Геннадий Черненко

 

В начале прошлого века губернатор Костромской губернии Пётр Шиловский первым в мире разработал проект монорельсовой дороги и стал одним из пионеров широкого внедрения в военной и транспортной технике гиростабилизирующих устройств.

 

ПЛ.Шиловский

в мундире камер-юнкера

 

Устройство для сохранения равновесия.

 

Весной 1911 г. в Петербурге отмечался 75-летний юбилей первой отечественной желез­ной дороги - Царскосельской. По случаю этого знаменательного события Русское техническое общество устроило в столице, в Соляном городке, выставку, «гвоздём» которой была модель гиро­скопической железной дороги. По одному един­ственному кольцевому рельсу, проложенному в зале, бойко бегал маленький состав из трёх вагончиков. Пояснения давал сам изобретатель.

 

ПЛ.Шиловский на выставке 1911 г. объясняет устройство гироскопической дороги. Рисунок из газеты того времени

 

О творце модели Петре Петровиче Шиловском «Петербургская газета» писала: «Как ни странно, но изобретатель не получил никакого специально­го технического образования. Он - юрист и зани­мает очень видный административный пост в одной из губерний России». Действительно, Шиловский возглавлял в то время Костромскую губернию.

 

Он происходил из старинного дворянского рода, окончил петербургское Училище правове­дения, «питомник государственных людей», как тогда называли это привилегированное учебное заведение. Петр Петрович быстро продвигался по служебной лестнице, начав со скромной должно­сти следователя в Луге, занимал потом посты вице-губернатора в Уральске, Екатеринославе и Симбирске. А в 1910 г. достиг высшей точки свой карьеры: стал губернатором Костромской губернии.

 

Один московский репортёр так характеризовал ПЛ.Шиловского: «Богато одарённый, с огромным честолюбием, он с детства мечтал выдвинуться. В той среде, где он воспитывался, выдвинуться означало сделать чиновничью карьеру. Природные способности толкали его пытливый ум в сторону знаний, а привитые средою взгляды влекли к карь­ере, и из этих двух начал сложилась вся его жизнь».

 

Шиловский был автором ряда работ по правове­дению и многих публицистических статей по пра­вовым вопросам. Но удивительное дело, техника, механика интересовали его не меньше, а, быть может, даже больше, чем юридические науки. И выбрал-то он для себя один из самых сложных, самых трудных разделов механики, над которым ломали головы крупнейшие учёные.

 

«Устройство для сохранения равновесия пово­зок или других находящихся в неустойчивом положении тел». Так называлось изобретение, на которое Шиловский получил привилегию, рус­ский патент, заявленный весной 1909 г.

 

Устройство имело двухрамный гироскоп с маят­ником. При нарушении равновесия повозки маят­ник подключал электромотор, воздействовавший на внутреннюю раму гироскопа. Появлялась сила, восстанавливавшая равновесие.

 

В июне 1909 г. небольшая гироскопическая модель уже уверенно передвигалась по проволоке, натянутой между деревьями на даче изобретателя.

 

В полную отставку

 

Шиловский запатентовал своё гироскопическое устройство также в Англии, Германии, Франции и США.

 

Губернаторствовать ему пришлось недолго, около трёх лет. «В Костроме, - писала москов­ская газета того времени, - П.П.Шиловский увлё­кся англоманством. Весь строй своего дня он поставил на английский лад. От начальника кан­целярии требовал, чтобы тот говорил с ним по-английски, и последний даже жаловался на это в Петербург».

 

Свои опыты с гироскопами Пётр Петрович ста­рался не афишировать, понимая, что они никак не вяжутся с его губернаторским постом, с обя­занностями чиновника столь высокого ранга. Но долго скрывать свою страсть ему не удалось.

 

У него начали портиться отношения со столич­ным начальством. Надо было выбирать что-то одно, и Шиловский выбрал изобретательство, подав, как он писал, в «полную отставку». Пётр Петрович поселился в Петербурге, на Английской набережной, и всецело посвятил себя техническому творчеству. Вскоре мир узнал о его новой замечательной конструкции - двухколёс­ном гироскопическом автомобиле.

 

Построить необыкновенную машину на родине Шиловский не смог. Она была изготовлена известной английской фирмой «Уолсли», а пото­му и первые поездки на гироскопическом автомо­биле производились в Англии.

 

Лондонцы с удивлением наблюдали, как этот двухколёсный гирокар уверенно двигался по оживлённым улицам. «Особое восхищение прохо­жих, - отмечал русский журнал «Аэро и автомо­бильная жизнь», - вызывало то обстоятельство, что коляска даже при совершенно тихом ходе не теряла устойчивости». На ходу пассажиры меня­лись местами, сходили и снова садились, но машина всё так же была устойчива. Гироскоп надёжно держал её в равновесии.

 

Первая мировая война помешала Шиловскому вывезти гироскопический автомобиль в Россию, о чём он очень сожалел (судьба машины до сих пор не известна). Заниматься гироскопами Пётр Петрович, конечно, продолжал, находя для них всё новые и новые области применения.

 

Гироскопическая линия

 

Война была уже в разгаре, когда Шиловский предложил снабжать гироскопическими устрой­ствами корабельные орудия. В 1915 г. он обра­тился в Морской генеральный штаб с письмом, в котором доказывал, что это значительно повы­сит точность стрельбы, поскольку гироскопиче­ское орудие будет всегда наведено на цель, «хотя бы корабль был подвержен самой серьёз­ной качке».

 

Тогда, во время Первой мировой, он развил прямо-таки героические усилия, чтобы внедрить своё изобретение в военном флоте. И не его вина, что по причинам чисто бюрократическим это так и не удалось сделать.

 

Привилегия (патент) ПЛ.Шиловского и

Схема повозки с гироскопом к русскому патенту ПЛ.Шиловского

 

Шиловский фонтанировал смелыми идеями. Одновременно   с   проектом   гироскопической пушки появился его гироскопический успокои­тель качки корабля. Он создал гироскопический указатель курса для кораблей и самолётов, так называемый «ортоскоп». В Петрограде стара­ниями неутомимого изобретателя было налажено опытное производство таких приборов. Они успешно испытывались в море и в воздухе на самолёте-гиганте «Илья Муромец». Увы, на этом всё и закончилось. Наступили времена раз­рухи и развала.

 

После рокового 1917 г. мелькнула, было, на­дежда. Шиловский сумел убедить новое военное ведомство в целесообразности прокладки гиро­скопической железной дороги Петроград-Гатчина протяжённостью около сорока кило­метров.

 

Поразительно, это в 1919 г., во время Гражданской войны! Нигде в мире подобной дороги не было. Правда, английский инженер Луи  Бреннан  уже  создал  опытный   гироско пический вагон-платформу в натуральную вели­чину, но эта платформа не шла ни в какое срав­нение с грандиозным проектом русского изо­бретателя.

 

 

Гиропоезд П.П.Шиловского.

 

 

Рисунок из проекта гироскопической дороги

 

 

 

Гироскопический автомобиль П.П.Шиловского.

Рядом с шофёром сидит создатель машины

 

 

Строительство однорельсового пути, утверждал Шиловский, будет намного дешевле по сравне­нию с постройкой обычного. Особенно сооруже­ние железнодорожных мостов. Для гиропоезда они будут иметь вид обычных балок. Более того, роль моста сможет выполнить даже туго натяну­тый стальной трос!

 

Дорога государственного значения

 

Движение по монорельсу окажется более плавным и естественным. «В природе, писал Шиловский, -нормальное, правильное, естественное передвиже­ние есть продвижение по линии, а не по плоскости». Скорость же гиропоезда предполагалась немалая -150 - 200 км/ч. Экспериментальный состав должен был состоять из двух вагонов удобообтекаемой формы, каждый - на полсотню пассажиров.

 

Скептики рисовали ужасные картины ката­строф от падения поезда при внезапной останов­ке гироскопа. С изумлением Шиловский писал: «Даже инженеры подчас забывают, что разогнан­ный 100-пудовый волчок вращается в силу одной накопленной энергии около семи часов». Сделать же для поезда специальные опоры на станциях не представляет большого труда.

 

За опытной гироскопической дорогой было при­знано общегосударственное значение, а руковод­ство строительством поручено Особой комиссии Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). В короткий срок, всего за год, группа инженеров под руководством Шиловского выполнила подроб­ный, рабочий, проект дороги и поезда с гироско­пом. В теоретическом обосновании небывалой дороги принимали участие известные учёные-меха­ники, такие, как И.В. Мещерский, П.Ф. Папкович, Н.Е.Жуковский. Заказы на постройку поезда были размещены на Путиловском и Балтийском заводах.

 

«Петроградская правда» сообщала в августе 1921 г.: «Закончены подготовительные работы по постройке однорельсовой железной дороги Петроград-Гатчина. Разработаны все необходи­мые проекты и схемы, имеются материалы, про­довольствие и рабочая сила. Постройка дороги начнётся в ближайшие дни. Однорельсовая доро­га Петроград-Гатчина явится самым крупным опытом подобного рода в мире».

 

Таинственная судьба

 

Строительство, действительно, началось. Удалось проложить часть пути, около 12 киломе­тров, примерно четвёртую его часть, от Царского Села до Средней Рогатки. Но положение в стране с   каждым   днём   становилось   всё   тяжелее.

 

Строительство необычной железной дороги ока­залось явно не ко времени, и в 1922 г. все рабо­ты были прекращены.

 

С тех пор прошло более 80 лет. Гироскопи­ческие железные дороги, которым Шиловский предрекал большое будущее, до сих пор не построены. Однако другие его идеи давно осуществлены, и самые различные гироприборы, как известно, нашли широчайшее применение на земле, на воде, в воздухе и космосе.

 

Неоднократно предпринимались (и предприни­маются) попытки создать двухколёсные гироскопи­ческие автомобили. В Англии вскоре после Шиловского подобную машину построил уже упомя­нутый инженер Луи Бреннан. Значительно позже, в 60-е гг. прошлого века, два типа эксперименталь­ного двухколёсного автомобиля «Гирон» создала в США компания «Форд». И там же, в Америке, инже­нер Томас Саммерс запатентовал целое семейство грузовых гироскопических автомобилей для пере­движения по узким горным тропам.

 

Имя П.П. Шиловского как пионера гироскопи­ческой техники упоминается во многих научных книгах. Между тем история его жизни долгое время оставалась неизвестной, а многое покры­то тайной и по сию пору. Например, совершенно неясно, как сложилась жизнь этого талантливого изобретателя и учёного после 1922 г., когда рух­нул план постройки его гиродороги.

 

Однорельсовая колея, проложенная в 1921 г. от Детского Села до Средней Рогатки

 

Что сталось с ним? Был репрессирован? Такое вполне могло случиться: камер-юнкер, экс-губер­натор. Но нет. Как сообщил автору этих строк Ценральный архив ФСБ, среди репрессированных Пётр Петрович Шиловский не значится. Он мог и эмигрировать, скорее всего, в Англию, с которой издавна был связан.

 

Но это лишь предположение. Быть может, чита­тели смогут сообщить что-то новое о замечатель­ном изобретателе и прояснить его судьбу.Ш

 

Геннадий Черненко

 

Статьи других авторов

На главную

Добавить рекламное объявление
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz