Русский монорельс.
Геннадий Черненко
В начале прошлого века губернатор Костромской губернии Пётр Шиловский первым в мире разработал проект монорельсовой дороги и стал одним из пионеров широкого внедрения в военной и транспортной технике гиростабилизирующих устройств.
ПЛ.Шиловский
в мундире камер-юнкера
Устройство для сохранения равновесия.
Весной 1911 г. в Петербурге отмечался 75-летний юбилей первой отечественной железной дороги - Царскосельской. По случаю этого знаменательного события Русское техническое общество устроило в столице, в Соляном городке, выставку, «гвоздём» которой была модель гироскопической железной дороги. По одному единственному кольцевому рельсу, проложенному в зале, бойко бегал маленький состав из трёх вагончиков. Пояснения давал сам изобретатель.
ПЛ.Шиловский на выставке 1911 г. объясняет устройство гироскопической дороги. Рисунок из газеты того времени
О творце модели Петре Петровиче Шиловском «Петербургская газета» писала: «Как ни странно, но изобретатель не получил никакого специального технического образования. Он - юрист и занимает очень видный административный пост в одной из губерний России». Действительно, Шиловский возглавлял в то время Костромскую губернию.
Он происходил из старинного дворянского рода, окончил петербургское Училище правоведения, «питомник государственных людей», как тогда называли это привилегированное учебное заведение. Петр Петрович быстро продвигался по служебной лестнице, начав со скромной должности следователя в Луге, занимал потом посты вице-губернатора в Уральске, Екатеринославе и Симбирске. А в 1910 г. достиг высшей точки свой карьеры: стал губернатором Костромской губернии.
Один московский репортёр так характеризовал ПЛ.Шиловского: «Богато одарённый, с огромным честолюбием, он с детства мечтал выдвинуться. В той среде, где он воспитывался, выдвинуться означало сделать чиновничью карьеру. Природные способности толкали его пытливый ум в сторону знаний, а привитые средою взгляды влекли к карьере, и из этих двух начал сложилась вся его жизнь».
Шиловский был автором ряда работ по правоведению и многих публицистических статей по правовым вопросам. Но удивительное дело, техника, механика интересовали его не меньше, а, быть может, даже больше, чем юридические науки. И выбрал-то он для себя один из самых сложных, самых трудных разделов механики, над которым ломали головы крупнейшие учёные.
«Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел». Так называлось изобретение, на которое Шиловский получил привилегию, русский патент, заявленный весной 1909 г.
Устройство имело двухрамный гироскоп с маятником. При нарушении равновесия повозки маятник подключал электромотор, воздействовавший на внутреннюю раму гироскопа. Появлялась сила, восстанавливавшая равновесие.
В июне 1909 г. небольшая гироскопическая модель уже уверенно передвигалась по проволоке, натянутой между деревьями на даче изобретателя.
В полную отставку
Шиловский запатентовал своё гироскопическое устройство также в Англии, Германии, Франции и США.
Губернаторствовать ему пришлось недолго, около трёх лет. «В Костроме, - писала московская газета того времени, - П.П.Шиловский увлёкся англоманством. Весь строй своего дня он поставил на английский лад. От начальника канцелярии требовал, чтобы тот говорил с ним по-английски, и последний даже жаловался на это в Петербург».
Свои опыты с гироскопами Пётр Петрович старался не афишировать, понимая, что они никак не вяжутся с его губернаторским постом, с обязанностями чиновника столь высокого ранга. Но долго скрывать свою страсть ему не удалось.
У него начали портиться отношения со столичным начальством. Надо было выбирать что-то одно, и Шиловский выбрал изобретательство, подав, как он писал, в «полную отставку». Пётр Петрович поселился в Петербурге, на Английской набережной, и всецело посвятил себя техническому творчеству. Вскоре мир узнал о его новой замечательной конструкции - двухколёсном гироскопическом автомобиле.
Построить необыкновенную машину на родине Шиловский не смог. Она была изготовлена известной английской фирмой «Уолсли», а потому и первые поездки на гироскопическом автомобиле производились в Англии.
Лондонцы с удивлением наблюдали, как этот двухколёсный гирокар уверенно двигался по оживлённым улицам. «Особое восхищение прохожих, - отмечал русский журнал «Аэро и автомобильная жизнь», - вызывало то обстоятельство, что коляска даже при совершенно тихом ходе не теряла устойчивости». На ходу пассажиры менялись местами, сходили и снова садились, но машина всё так же была устойчива. Гироскоп надёжно держал её в равновесии.
Первая мировая война помешала Шиловскому вывезти гироскопический автомобиль в Россию, о чём он очень сожалел (судьба машины до сих пор не известна). Заниматься гироскопами Пётр Петрович, конечно, продолжал, находя для них всё новые и новые области применения.
Гироскопическая линия
Война была уже в разгаре, когда Шиловский предложил снабжать гироскопическими устройствами корабельные орудия. В 1915 г. он обратился в Морской генеральный штаб с письмом, в котором доказывал, что это значительно повысит точность стрельбы, поскольку гироскопическое орудие будет всегда наведено на цель, «хотя бы корабль был подвержен самой серьёзной качке».
Тогда, во время Первой мировой, он развил прямо-таки героические усилия, чтобы внедрить своё изобретение в военном флоте. И не его вина, что по причинам чисто бюрократическим это так и не удалось сделать.
Привилегия (патент) ПЛ.Шиловского и
Схема повозки с гироскопом к русскому патенту ПЛ.Шиловского
Шиловский фонтанировал смелыми идеями. Одновременно с проектом гироскопической пушки появился его гироскопический успокоитель качки корабля. Он создал гироскопический указатель курса для кораблей и самолётов, так называемый «ортоскоп». В Петрограде стараниями неутомимого изобретателя было налажено опытное производство таких приборов. Они успешно испытывались в море и в воздухе на самолёте-гиганте «Илья Муромец». Увы, на этом всё и закончилось. Наступили времена разрухи и развала.
После рокового 1917 г. мелькнула, было, надежда. Шиловский сумел убедить новое военное ведомство в целесообразности прокладки гироскопической железной дороги Петроград-Гатчина протяжённостью около сорока километров.
Поразительно, это в 1919 г., во время Гражданской войны! Нигде в мире подобной дороги не было. Правда, английский инженер Луи Бреннан уже создал опытный гироско пический вагон-платформу в натуральную величину, но эта платформа не шла ни в какое сравнение с грандиозным проектом русского изобретателя.
Гиропоезд П.П.Шиловского.
Рисунок из проекта гироскопической дороги
Гироскопический автомобиль П.П.Шиловского.
Рядом с шофёром сидит создатель машины
Строительство однорельсового пути, утверждал Шиловский, будет намного дешевле по сравнению с постройкой обычного. Особенно сооружение железнодорожных мостов. Для гиропоезда они будут иметь вид обычных балок. Более того, роль моста сможет выполнить даже туго натянутый стальной трос!
Дорога государственного значения
Движение по монорельсу окажется более плавным и естественным. «В природе, писал Шиловский, -нормальное, правильное, естественное передвижение есть продвижение по линии, а не по плоскости». Скорость же гиропоезда предполагалась немалая -150 - 200 км/ч. Экспериментальный состав должен был состоять из двух вагонов удобообтекаемой формы, каждый - на полсотню пассажиров.
Скептики рисовали ужасные картины катастроф от падения поезда при внезапной остановке гироскопа. С изумлением Шиловский писал: «Даже инженеры подчас забывают, что разогнанный 100-пудовый волчок вращается в силу одной накопленной энергии около семи часов». Сделать же для поезда специальные опоры на станциях не представляет большого труда.
За опытной гироскопической дорогой было признано общегосударственное значение, а руководство строительством поручено Особой комиссии Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). В короткий срок, всего за год, группа инженеров под руководством Шиловского выполнила подробный, рабочий, проект дороги и поезда с гироскопом. В теоретическом обосновании небывалой дороги принимали участие известные учёные-механики, такие, как И.В. Мещерский, П.Ф. Папкович, Н.Е.Жуковский. Заказы на постройку поезда были размещены на Путиловском и Балтийском заводах.
«Петроградская правда» сообщала в августе 1921 г.: «Закончены подготовительные работы по постройке однорельсовой железной дороги Петроград-Гатчина. Разработаны все необходимые проекты и схемы, имеются материалы, продовольствие и рабочая сила. Постройка дороги начнётся в ближайшие дни. Однорельсовая дорога Петроград-Гатчина явится самым крупным опытом подобного рода в мире».
Таинственная судьба
Строительство, действительно, началось. Удалось проложить часть пути, около 12 километров, примерно четвёртую его часть, от Царского Села до Средней Рогатки. Но положение в стране с каждым днём становилось всё тяжелее.
Строительство необычной железной дороги оказалось явно не ко времени, и в 1922 г. все работы были прекращены.
С тех пор прошло более 80 лет. Гироскопические железные дороги, которым Шиловский предрекал большое будущее, до сих пор не построены. Однако другие его идеи давно осуществлены, и самые различные гироприборы, как известно, нашли широчайшее применение на земле, на воде, в воздухе и космосе.
Неоднократно предпринимались (и предпринимаются) попытки создать двухколёсные гироскопические автомобили. В Англии вскоре после Шиловского подобную машину построил уже упомянутый инженер Луи Бреннан. Значительно позже, в 60-е гг. прошлого века, два типа экспериментального двухколёсного автомобиля «Гирон» создала в США компания «Форд». И там же, в Америке, инженер Томас Саммерс запатентовал целое семейство грузовых гироскопических автомобилей для передвижения по узким горным тропам.
Имя П.П. Шиловского как пионера гироскопической техники упоминается во многих научных книгах. Между тем история его жизни долгое время оставалась неизвестной, а многое покрыто тайной и по сию пору. Например, совершенно неясно, как сложилась жизнь этого талантливого изобретателя и учёного после 1922 г., когда рухнул план постройки его гиродороги.
Однорельсовая колея, проложенная в 1921 г. от Детского Села до Средней Рогатки
Что сталось с ним? Был репрессирован? Такое вполне могло случиться: камер-юнкер, экс-губернатор. Но нет. Как сообщил автору этих строк Ценральный архив ФСБ, среди репрессированных Пётр Петрович Шиловский не значится. Он мог и эмигрировать, скорее всего, в Англию, с которой издавна был связан.
Но это лишь предположение. Быть может, читатели смогут сообщить что-то новое о замечательном изобретателе и прояснить его судьбу.Ш
Геннадий Черненко