НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ВОЗЬМЕТ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД БУДУЩИМ

 

НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ВОЗЬМЕТ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД  БУДУЩИМ

Сивако С.Н.

http://chartaev.narod.ru/chelovek.htm

 

(Почему система М.Чартаева не находит должного распространения)

 

 

              В июле 2004г. общественность России отметила три года с того момента, как скоропостижно ушел из жизни выдающийся экономист, являющийся одновременно и выдающимся практиком  в сельскохозяйственном  производстве, Магомет  Абакарович Чартаев. Он  сумел распознать объективные закономерности условий  развития современного общества  и, руководствуясь ими,  разработать и внедрить новые принципы и механизмы хозяйствования. Этот прогрессивный метод был реализован и полностью отлажен за пять лет с 1985 по 1990 годы в Союзе собственников-совладельцев «Шукты». Система Чартаева предполагает индивидуально-общественную форму собственности и новый вид производственных отношений. Каждый член Союза является совладельцем природных ресурсов и общественного богатства, обладателем собственной доли в общественном капитале и собственником результата своего труда.

 

         Процветающее, богатеющее на глазах хозяйство – вот ошеломляющий результат    работы системы в действии. Всего за несколько лет люди научились хозяйскому отношению к земле и средствам производства, высокой трудовой дисциплине, предприимчивости и соблюдению прав  как отдельных его членов, так и коллектива в целом.

 

           Начиная с 1986г. в стране развернулась большая работа по внедрению опыта «Шукты» в различных регионах СССР. (Экономическая газ №30-31.2004г. «Три года без автора метода») В «Шуктах» побывали тысячи людей, приезжая посмотреть на результаты нового метода хозяйствования. Они удивлялись, все записывали и, восхищенные, принимали решение перенять опыт дагестанцев. Многие тогда понимали, что в условиях начавшегося в 80-тых годах процесса развала экономки, только метод хозяйствования, примененный  Чартаевым, способен спасти сельское хозяйство от неминуемой гибели.

 

   Действительно, в различных местах (Белгородская обл., Урюпинский район, Нижегородская обл. и др.) применение опыта Союза совладельцев – собственников помог поднять хозяйства и дал заметный результат.

 

   Но большинство хозяйств, так и не успевших применить опыт «Шукты», развалились. Многое здесь зависело от руководителей хозяйств, не сумевших быстро перестроиться в трудных условиях. А ведь это было единственным спасением. Ведь этот метод начинает работать сразу, с первого дня его применения. Он решает в комплексе экономические, политические проблемы. проблемы культурной  и духовной  сферы жизни, он универсален. В тех условиях. в которые поставлен народ России, этот метод дает возможность человеку жить достойно, не завися от государства, применяя самоуправление в экономической, правовой, духовной сферах государственного устройства.    

 

   Так почему же эта система, охватывающая все сферы деятельности человека и наиболее полно отвечающая российскому представлению о справедливой жизни, дающая небывалый экономический эффект не нашла заметного применения в экономике стран.

 

   Мы видим несколько причин, не позволяющих в настоящее время  применить самую эффективную систему управления, оправдавшую себя на практике.

 

   Причина первая. Последние 15 лет у власти в государстве стоят люди, которые по своему произволу решили изменить социальный строй в стране, ориентируясь на опыт стран Запада. Но известно, что сложные социальные системы имеют не единственный путь, а несколько альтернативных путей эволюции. Далеко не все, что угодно, что работает в других социальных системах, реализуемо в данной социальной системе. Существуют определенные,  достаточно жесткие законы эволюции. Запускание хаотичных рыночных механизмов «выживания сильнейших» не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. В соответствии с общими закономерностями самоорганизации сложных систем, таким системам нельзя навязывать пути их развития.

 

    Реформаторы России, взявшиеся привести страну к процветанию, обязаны были  квалифицированно подходить к сложнейшим проблемам социального переустройства, а не обрекать страну на  разруху, духовные и материальные лишения.  За красивыми и правильными словами следуют антинародные дела: законы о земле, о реорганизации системы образования, которая до сих пор признается лучшей в мире, закон о монетизации льгот и многое другое... Идея справедливости, которая всегда была главной духовной составляющей менталитета русского народа, нагло растоптана.

 

    Так называемая «либерализация», свобода по западному образцу, для нас есть искусственное насаждение культа эгоизма, наживы, пошлости и растления, которое народ не принимает. Именно такая «свобода» довела страну до демографического кризиса. По данным Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (окт. 2004г.) по количеству суицидов наша страна за несколько лет переместилась с последнего места в мире на первое, а ежегодная смертность в России превышает рождаемость более чем на 1 млн. человек. Похоже, что программа уменьшения бедности осуществляется за счет уменьшения времени жизни этих самых бедных.

 

    Вторая причина. Цинизм наших законодателей, похоже, не имеет границ. Принимая закон о монетизации льгот, депутаты Госдумы обеспечили себя и новыми льготами, и значительным повышением окладов. Можно сказать, перефразируя «классика»: «Думали, как лучше для себя, получилось, как всегда плохо для народа!». В морально разложившемся обществе невозможно навести порядок правовыми методами. Этот факт признают и власть придержащие. Совсем недавно Генпрокурор России. В. Устинов, выступая на расширенной коллегии Генпрокуратуры (21.01.2005г.) в присутствии президента и правительства, был вынужден констатировать, что в стране «свобода, лишенная нравственных ограничений, выведенная за рамки добра и зла, обернулась… торжеством самых низменных инстинктов». Свобода – это не произвол! Свобода требует ответственности! Разве возможно при такой свободе от совести госчиновников здоровое  развитие экономики, гармоничное развитие культуры, образования, всех сфер человеческой деятельности. Это -  причина, очевидная для всех.

 

      Третье причина - экономическая политика государства сознательно направлена на уничтожение сельского хозяйства. Это и ценовая политика, когда топливо и промышленные товары, необходимые селу, многократно дороже закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, и дешевая низкокачественная импортная продукция, и отмена дотирования хозяйств, и отсутствие страхования урожая в случае гибели от стихийных бедствий. Этот список можно продолжить.

 

 «Новым реформаторам» система Чартаева не подходит, потому что предлагает принципиально отличную от капиталистического способа производства систему производственных отношений» («Экономическая газета №51-2004, Ю.И.Глазьев, Иваново). Но во всем капиталистическом «цивилизованном» мире приняты законы, поддерживающие собственных производителей сельхозпродукции. Политику российской государственной власти на селе не назовешь даже капитализацией, это, как метко отметила «Экономическая газета» (№30-31,2004г.), – настоящая «варваризация». Поэтому хаос в экономике продолжается до сих пор! И большинство хозяйств разваливается прежде, чем успевает узнать и освоить опыт Союза собственников-совладельцев «Шукты».

 

    Четвертой важной причиной, тормозящей распространение системы Чартаева, является нежелание самих руководителей внедрять ее в своих хозяйствах. Почему? Они лишаются в этом случае всех своих административных преимуществ и оказываются в том же положении, что и остальные работники; их доход напрямую зависит от собственной профессиональной пригодности и таланта. Сам Чартаев приводит высказывание одного американского бизнесмена, который внедрил подобную систему на своем предприятии. Это выгодное всем интересное дело, дающее большой доход, не находит распространение по следующим причинам: «страх, жадность, паранойя, невежество» самих бизнесменов. Комментарии, как говорится, излишни.

 

   Пятая причина – эгоизм, корыстолюбие чиновничьего аппарата, который видит в этом методе угрозу своему самоуправству, так как прозрачная система не оставляет места для махинаций, обмана, взяток, часто отпадает даже необходимость в их деятельности. Чиновники всех уровней всегда препятствовали Чартаеву и его последователям, тормозили и сейчас тормозят внедрение этой прогрессивной системы хозяйствования.

 

    Наемный труд разучил многих людей трудиться творчески, бережно и экономно относиться к земле и средствам производства. Можно было много лет неплохо жить за счет государства и  чужого добросовестного труда. Чтобы человек начал ответственно относиться к своему делу, нужна личная заинтересованность. Это  понял Чартаев. Его метод предполагает свободный сознательный выбор каждым членом коллектива: либо нести ответственность за свой участок работы и достаточно быстро начать получать высокий доход, либо отказаться от работы в Союзе совладельцев – собственников. Нежелание членов коллектива брать на себя ответственность – шестая причина, из-за которой плохо идет распространение этой системы. Чтобы система заработала, нужна любовь, нужен азарт в работе, нужна горячая заинтересованность  коллектива единомышленников.

 

     Система Чартаева в основе своей высоко нравственна и справедлива. «Люди способны решить любые проблемы, но направление поисков определяется наличием или отсутствием совести. Есть совесть – тогда возникают ответы, исключающие несправедливость», - считал Чартаев. Вот седьмая причина, по которой так мало последователей этой системы. Люди не готовы быть честными!!!

 

    Мы должны спросить себя: готовы ли мы работать по этой системе? Готовы ли мы принять истину: только честность и индивидуальная ответственность каждого, самоуправление во всех сферах жизни общества дает возможность иметь здоровую экономику и справедливое социальное устройство?

 

    Россия, как говорилось выше, не обязана следовать западному пути капиталистического развития, так как могут быть реализованы разные формы социальной организации. Слепое подражание Западу приведет лишь к тому, что наша страна на протяжении многих лет будет находиться на обочине мировой системы хозяйства. Чтобы выбрать гармоничный путь в будущее, нужно научиться различать и реализовывать структуры, соответствующие эволюционному пути. Так вот, именно система Чартаева по своим характеристикам наиболее целесообразна с точки зрения эволюционного развития России. Как неоднократно говорил Чартаев, в его системе отразилась специфика российских условий жизни, и Союз собственников-совладельцев является «российским вариантом будущей цивилизации».

 

    Система Чартаева – это не социализм и не капитализм, это уникальная система нового типа – солидарность, самоуправление, ответственность. В Уставе Союза, определяющем организационные, производственные, экономические, социальные и правовые основы деятельности его членов, отражены принципиально новые  общественные отношения, которые способствуют повышению производительности труда, проявлению высокой общественной активности и нравственности членов коллектива. «Систему можно использовать на промышленных предприятиях, в организациях любой формы собственности и любого профиля, не дожидаясь изменения политического строя в государстве. Она зависит от воли и желания коллектива предприятия, организации, а в первую очередь от ее руководителей». («Экономическая газета» №51-2004 Ю.И.Глазьев, Иваново).

 

     Для распространения системы Чартаева есть все:  Устав Союза собственников – совладельцев «Шукты»,  рекомендации и пособия, в том числе Института экономики ВАСХНИЛа выпущенные миллионным тиражом», недавно создан Фонд им. М.Чартаева, целью которого является распространение знаний «о слагаемых высокоэффективной работы и справедливом вознаграждении за труд». («Экономическая газета» №30-31, 2004 г., Беседа с М.Алибековым, Ф.О. Чартаевой, А. Чартаевым). Но нужна не только пропаганда этого метода. Нужно направить свои усилия и на воспитание высоконравственного молодого поколения в лучших традициях русской педагогики, и на воспитание в себе человека нового типа – добросовестного и ответственного, честного и справедливого, нравственного и духовно богатого. Иначе ничего не получится. А ума и таланта нам не занимать – весь мир кормится русскими  идеями.

 

   Мы не имеем права предать забвению этот единственный в своем роде опыт, «оставив потомкам свидетельства собственной глупости», справедливо считал Чартаев. Пока еще народ в своей душе несет идеи нравственности и  справедливости  и пытается их отстаивать,  восстанавливая свои духовные приоритеты, несмотря на внешнее и внутреннее давление, у России есть надежда. Система  М. Чартаева – это наше  будущее, которое протягивает нам руку.

 

Статьи других авторов

На главную

 

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz