СОЦИОГУМАНИЗМ КАК АЛЬТЕРНАТИВА КАПИТАЛИЗМУ И КОММУНИЗМУ
(Российский проект)
Ассоциация независимых ученых
"Россия ХХ-XXI"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Закат либеральных надежд
2. Мы никому не проиграли
3. Принципы социогуманизма
4. Качество жизни как цель и условие прогресса
5. Государство народовластия
6. Политика социального благополучия
7. Экономика здравого смысла
8. Контроль общества над властью
9. Социогуманизм и конституционный строй России
Разработчик - Ассоциация независимых ученых «Россия ХХ-XXI»
Работа над Проектом выполнялась более 10 лет, с 1997 года. Промежуточные варианты и отдельные разделы представлялись участникам Международной конференции «Глобальная катастрофа - миф или реальность?» (Москва, Горки Ленинские, 1998 г.), Международного форума по качеству жизни (Москва, 2004 г.), Международного конгресса «Этика и гуманизм» (Крым, 2005 г.), Российского научного экономического собрания (Москва, 2007) и др. Материалы Проекта широко обсуждались в прямом эфире радио «Свободная Россия» и «Народное радио», на многочисленных научных конференциях, в научной печати и СМИ.
В работе на разных этапах принимали участие более ста ученых различных направлений: философы, социологи, экономисты, психологи, географы, этнологи, врачи, демографы и др. В их числе – Гундаров И.А., д.м.н., к.ф.н., проф., академик РАЕН (руководитель проекта); Аугустат В. (Австрия); Баханцов М.Д., к.ф.н. (Украина); Брехман И.И., д.б.н., проф.; Венедиктов Д.Д., д.м.н., проф., чл.-корр. РАМН; Волконский В.А., д.э.н., проф.; Голубев B.C., д.г.- м.н., проф., академик РАЕН; Гурова Р.Г., д.ф.н., к.п.н., проф.; Даниленко И.С., д.ф.н., проф.; Ерасов Б.С., д.ф.н., проф., академик РАЕН; Коломийцев А.Ю., к.м.н.; Костин Г.В., д.п.н., академик РАЕН; Крутько В.А., д.т.н., к.б.н., проф.; Кутейникова З.А., к.т.н.; Лазарев Ф.В., д.ф.н., проф. (Украина); Лир Г. (ФРГ); Лищук В.А., д.б.н., проф.; Львов Д.С., д.э.н., проф., академик РАН; Минин Б.А., д.э.н., к.т.н., проф.; Пирогов Г.Г., д.ф.н.; Полесский В.А., д.м.н., чл.- корр. РАЕН; Попов В.Д., д.ф.н., проф.; Пригарин А.А., к.э.н.; Пунтус В.И., к.ф.н.; Рудников В.А., к.э.н.; Тюриков А.Г., д.с.н., проф.; Хорев Б.С., д.г.н., проф.; Чернавский Д.С., д.э.н., проф., академик РАЕН; Шевченко Б.П., к.ф.н.; Шелепин Л.А., д.э.н., проф.; Шмаков В.И., к.с.н.; Эрекаев В.Д., к.ф.н.
1. Закат либеральных надежд
Человечество вступило в XXI век. Какое место займет Россия в меняющемся мире? В 1993 г. в результате государственного переворота и буржуазной революции Россия пошла путем либеральных реформ. Насколько их итоги удовлетворили потребности людей в свободе, справедливости, достатке? Ответом явился взлет смертности и спад рождаемости, вызванные потерей смысла жизни, ростом разочарования, озлобленности, безысходности.
Приход к управлению страной патриотов-государственников, сторонников продолжения либерального курса, не улучшил ситуацию по главным направлениям. Народ по-прежнему вымирает, несмотря на развертывание национальных проектов. Если при первом президенте России численность коренного населения уменьшилось на 5 миллионов граждан, то при втором – на 6 миллионов. Такова человеческая цена либеральных надежд верховной власти.
Внешний экономический успех объясняется высокими ценами на газ и нефть, тогда как уровень промышленного производства достиг к 2008 г. всего лишь 76% от 1990 г., сельского хозяйства – 77%. Темпы роста ВВП – одни из последних в СНГ. Продолжается разрушение науки и культуры. Образование и здравоохранение деградируют под давлением рынка. Преступность выросла за последние годы в 1,5 раза, число заключенных и содержащихся в исправительных колониях превысило 2 млн. человек.
В странах Балтии и Восточной Европы реставрация капитализма тоже не привела к ожидаемым результатам. Темпы развития экономики не превышают дореформенных. Произошло драматическое увеличение преступности, самоубийств, смертности, снижение рождаемости.
После распада Советского Союза мировое сообщество обнаружило, что «новое политическое мышление» не наступило. Острота геополитических проблем многократно возросла. Финансовые кризисы потрясают мировые рынки. Во многих богатых странах сворачиваются социальные программы, увеличиваются безработица, наркомания, преступность. Низкая рождаемость не обеспечивает простого воспроизводства населения. Империализм по-прежнему готов ради сверхприбылей на любые преступления – неофашистская политика «золотого миллиарда», циничные бомбардировки Югославии, попрание норм ООН в Ираке, аннексия Косово, геноцид в Южной Осетии и др. Расходы западных государств на гонку вооружений превысили рекордный уровень в триллион долларов.
Становится все более очевидным, что основные причины глобальных бед – в неадекватности либерального строя современному уровню интеллектуального и культурного развития человечества. Неприятие империалистического диктата молодежью развитых государств доказывается маршами антиглобалистов. Рост международного терроризма есть трагичная реакция людей на возрастающую несправедливость жизни на планете. Мир снова оказался перед выбором пути в будущее, осознавая ущербность не только бюрократического социализма, но и демократического капитализма.
2. Мы никому не проиграли
Победы и поражения бывают тактическими и стратегическими. Нам упорно внушали все последние годы, подавляя волю к победе, что советский народ оказался стратегически побежденным, проиграв экономическое и идеологическое соревнование с Западом. Но о какой экономической причине распада СССР может идти речь, если его потенциал был настолько огромным, что даже после десятилетия тотального развала подушевой ВВП России остаётся выше, чем в современном Китае? Мы гордились великой культурой и передовой наукой, были первыми в космосе, имели лучшую систему образования и доступное качественное здравоохранение, крепили бескорыстную дружбу народов.
В то же время в идейных дискуссиях 70-80-х годов всё отчетливее приходило понимание того, что Верховный Совет СССР перестал быть органом народовластия, режим КПСС превратился в тормоз политического прогресса, трудящиеся отстранены от результатов своего труда, в экономике накопилось множество опасных дефектов. Нарастало осознание необходимости исправления накопленных ошибок и перехода к следующему этапу исторического развития.
Однако обнаружилось, что ни власть, ни общество не имели Проекта нового пути. Нет его и до настоящего времени, о чём свидетельствуют прошедшие парламентские и президентские выборы. Задача оказалась слишком сложной – ведь речь идет о поиске вектора развития не только для России, но и всего человечества. В такой ситуации удалось легко навязать стране курс «Вашингтонского консенсуса», убедив руководителей государства, что иного не дано. Запад сам в это твердо верил, считая неолиберализм передовым течением экономической мысли.
Мы прошли указанным путём, итоги которого настолько разрушительны, что кажутся поражением. В действительности тяжелые тактические потери лишь подтверждают нашу стратегическую правоту – капитализм и коммунизм есть уже пройденные этапы истории. Они были необходимы в свое время, дав мощный импульс прогрессу цивилизации. Однако современное человечество переросло обе социальные «одежды». На повестку дня все острее встает вопрос: «Какой общественный строй должен придти взамен?». Запад не дал на него ответа.
Вызов принимает Россия – уникальное содружество народов, сумевшее за 150 последних лет пройти через семь экономических формаций («рабство», феодализм, капитализм, военный коммунизм, НЭП, государственный социализм, снова капитализм), шесть форм государственного устройства (абсолютная монархия, конституционная монархия, парламентская республика, Советская республика, власть КПСС, президентская республика) и три вида политических режимов (тоталитарный, анархический, демократический).
Ни одна страна в мире не располагает таким богатым опытом, бесценным при выборе стратегии дальнейшего развития цивилизации. И это – не поражение в «холодной войне», а трудный поиск исторической альтернативы. В нём заключается истинный смысл наших проблем накануне XXI века. Россия никому не проиграла, пройдя свой жертвенный путь. Накопленная мудрость дает возможность противопоставить «Вашингтонскому консенсусу» исторически превосходящий его «Российский Проект», открывающий путь к гуманному, справедливому и экономически эффективному строю.
3. Принципы социогуманизма
Никто не доказал, что кроме капитализма и коммунизма не могут появиться иные модели общественного устройства. Впереди у человечества – тысячи лет развития. Чтобы не оказаться утопией, новый строй должен не придумываться в тиши кабинетов, а обнаруживаться в гуще жизненных событий как проявление неумолимого потока истории. Тогда описание его закономерностей станет научным открытием планетарного масштаба.
Характерной чертой социального прогресса выступает гуманизация общественного бытия: расширение участие народных масс в социальных процессах и рост уважения к человеческому достоинству. Однако человек в своей основе двуедин, являясь одновременно существом индивидуальным и коллективным, материальным и духовным и т.д. Соответственно противоречивы и его потребности. Капитализм отдает предпочтение личности и материальному достатку, а коммунизм – коллективу и служению идеалам. Значит, оба они лишь отчасти выражают интересы людей, будучи в ряде других отношений антигуманными.
Поэтому на пути к социальной гармонии нужен новый строй, адекватный противоречивой природе реального народа, а не ограничивающий его рамками односторонних схем. Это будет не простое объединение противоположностей (конвергенция), а рождение нового качества – неизвестного прежде общественного устройства. Базисом такого строя выступают следующие принципы.
· Человек, его духовное совершенствование, свобода и счастье – вот главная цель исторического развития и критерий эффективности государственного управления.
· Справедливость является основой человеческих отношений - относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
· Личность не существует без общества, а общество – без личности. В их единстве обе стороны имеют права и обязанности, где свобода уравновешивается ответственностью.
· Не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие. Принципы нравственности фундаментальны как отражение законов духовной жизни. Поэтому культура есть такой же двигатель истории, как и производительные силы.
· Хозяином страны является народ. Он нанимает государственную власть для управления социально-экономическими процессами.
· Для удовлетворения разумных интересов людей требуются разные формы собственности: общественная, коллективная, частная, индивидуальная. Богатства, доставшиеся от природы или созданные трудом народа, принадлежат всему народу. Отторжение любой собственности от владельца без суда есть преступление, не имеющее срока давности.
· Обеспечение потребностей живущих граждан не должно наносить ущерб грядущим поколениям.
· Добро и нравственность не отрицают применения силы для противостояния агрессии зла.
· Патриотизм и интернационализм не исключают, а дополняют друг друга. Благополучие народа не будет полным, если страдают другие народы.
· Средства достижения цели не должны противоречить самой цели.
· Гарантируется свобода вероисповедания. Церковь отделена от государственных институтов, но вольна оказывать влияние на социально-политическую жизнь силой своих идей.
· Человек может быть не только возвышенным. Людские пороки особенно опасны в государственном управлении, что требует эффективных механизмов народного контроля над верховной властью.
Государственное устройство, основанное на гармонии общества и личности, где созданы необходимые условия для раскрытия возвышенных человеческих черт, а низменным трудно проявиться, есть «социогуманизм». Он сложнее в управлении, поскольку требует нахождения оптимальных пропорций между противоречивыми сторонами природы человека. Зато интеграция энергий полюсов обеспечивает многократно больший созидательный эффект.
4. Качество жизни как цель и условие прогресса
Кто способен быть судьёй при выборе меры социальной гармонии? Прежние века общество развивалось по законам исторического материализма, подчиняясь в базисе действию «слепых» материальных стихий – взаимодействию производительных сил и производственных отношений. Здесь бытие определяло сознание, и рост могущества государства и уровня жизни населения служили компасом развития человечества.
К концу ХХ века интеллектуальный и культурный потенциал народов мира достиг такого уровня, когда движение истории стало определяться ещё и действием законов духовного производства. Появляются ноосфера и социальное проектирование, где разрабатываются контуры потребного будущего. По степени приближения к ним общество начинает целенаправленно контролировать эффективность своего развития.
Экономические ориентиры для этого недостаточны, поскольку не отражают состояние самого человека, насколько ему уютно в окружающем мире. Более объемной целью предстаёт качество жизни. Оно показывает, в какой мере условия жизнедеятельности людей соответствуют их смыслу жизни, потребностям и возможностям для свободного счастливого существования и гармоничного развития.
Качество жизни зависит от экономических условий примерно на треть, а на две трети – от духовных факторов (культура, нравственность, образование, воспитание и др.). Тем самым, при социогуманизме роль экономики и уровня жизни не отрицается, однако они переходят из цели в средство.
Чтобы не превратиться в популистский лозунг, а быть инструментом текущего политического управления, качество жизни должно иметь четкие показатели. Ими выступают базовые человеческие ценности (выраженные в статистических индикаторах):
· достаточная продолжительность жизни (ожидаемая продолжительность жизни)
· полноценное воспроизводство рода (суммарная рождаемость)
· наличие смысла жизни (крайняя степень безысходности – самоубийства)
· социальный оптимизм среди молодёжи (браки)
· крепость семейных уз (доля сохранённых семей)
· доброта отношений между людьми (крайняя степень бесчеловечности – убийства)
· справедливость распределения собственности (индикатор несправедливости – грабежи, разбои)
· почитание родителей (брошенные старики)
· забота о потомстве (дети социальные сироты)
Качество жизни выступает не только целью социального прогресса, но и его условием. Если высокие уровни качества жизни достигнуты, общество может ставить себе иные важные задачи. Но никакие действия государства не должны вести к ухудшению базовых показателей сверх пороговых значений. Они есть те «красные флажки», за которые власть не имеет права заступать. Контроль над индикаторами качества жизни не позволит и самому обществу сорваться в безумство коллективного эгоизма.
На пути к социогуманизму Россия способна объединить всё человечество, став лидером в достижении свободной, счастливой и нравственной жизни. Осуществить такую мессианскую задачу вполне реально. В 60-х годах прошлого столетия СССР уже был первым среди развитых государств мира по показателям качества жизни, имея самые низкие уровни смертности, преступности, самоубийств, наряду с передовыми научно-техническими и культурными достижениями.
5. Государство народовластия
Для достижения высокого качества жизни человек должен чувствовать себя хозяином «необъятной Родины своей». Гарантировать это способна сильная государственная власть, которая формируется самим народом, выражает его интересы и контролируется им. Это есть народовластие, или народная демократия – власть большинства населения, одновременно уважающего мнение меньшинства.
В зависимости от того, кто понимается под большинством, в истории существовали рабовладельческая демократия (власть большинства свободных граждан), демократия вольных городов (власть большинства имущих горожан), буржуазная демократия (власть большинства владеющих капиталом), номенклатурная демократия (власть большинства номенклатуры).
В современной России государственный аппарат составляют политические менеджеры, «нанятые» для выражения интересов нынешнего хозяина страны – капитала. Более 97% населения, не являющиеся членами политических партий, лишены прав выдвижения во власть своих кандидатов, так как не могут преодолеть имущественный ценз в виде дорогостоящих сборов подписей и затрат на ведение предвыборной кампании.
Народная демократия начинается с права каждого гражданина на выдвижение кандидатом в депутаты достойного человека, проживающего достаточное время на соответствующей территории. Выдвижение и выборы проводятся с установленной законом регулярностью путем открытых дискуссий на общих собраниях небольших по численности территориальных объединений. Закрытым голосованием выбирается один депутат от 2-3 тыс. жителей. В результате формируется депутатский корпус России (30-40 тыс. человек на 150 млн. населения), состоящий из наиболее уважаемых граждан.
Депутатский корпус формирует внутри себя уровни представительной власти, используя метод «делегирования». Первым уровнем служат местные Советы. Они обладают широкими правами определения приоритетов хозяйственной деятельности и контроля над исполнительной властью. Местные Советы делегируют депутатов в Советы следующего уровня, те – следующего и так вплоть до Высшего Совета России.
Высший Совет России, численностью 450-500 человек, есть постоянно действующий верховный орган государства, определяющий стратегические цели внутренней и внешней политики в соответствии с идеологией социогуманизма и наказами избирателей. Заседания Высшего Совета проходят ежемесячно и по мере необходимости. Между сессиями для реализации принятых решений и координации работы всей представительной власти избирается Президиум Высшего Совета и Председатель Президиума Высшего Совета. Председатель Президиума Высшего Совета представляет страну как глава государства в международных отношениях и является Верховным главнокомандующим.
Нижестоящие Советы подчиняются в определённом диапазоне вышестоящим Советам, но обладают правом отзыва направленных ими депутатов из вышестоящих уровней. Лишить депутата его мандата могут жители территории, от которой он выдвигался, что законодательно гарантируется обеспечением соответствующих условий (финансовых, организационных и др.).
Реализацией принятых Советами законов и постановлений занимается исполнительная власть. Для этого всенародным голосованием избирается Премьер-министр из нескольких кандидатур, предложенных Высшим Советом. Премьер-министр назначает состав Кабинета министров (Правительство) и полноправно руководит его деятельностью.
Советы каждого уровня создают Исполнительные комитеты. Сначала назначается председатель соответствующего Исполнительного комитета (при уровне выше муниципального – по согласованию с Правительством). Председатель Исполкома формирует штат профессионалов по требуемым направлениям работы. Исполком подчиняется по вертикали вышестоящему Исполкому, а по горизонтали контролируется Советом данного уровня.
Состав Верховного суда и Конституционного суда утверждаются Высшим Советом России из кандидатов, представляемых Всероссийским съездом судей страны.
Политическим партиям отводится роль общественных идеологических центров по выработке программ социально-экономического развития и подготовке политических кадров для выдвижения в органы государственного управления.
Такая система организации власти наиболее гуманистична, эффективна, мало трудоёмка. Она устойчива против внутренней коррумпированности и внешнего давления со стороны капитала, бюрократии, СМИ. При буржуазной демократии идеалом политического устройства является гражданское общество, где население и власть противостоят друг другу в ограниченных законами рамках. При социогуманизме, в отличие от гражданского общества, власть подконтрольна народу, выполняя его волю. Поэтому народная демократия была отвергнута авторитарным режимом в СССР и не используется современными буржуазными государствами.
6. Политика социального благополучия
При социогуманизме государство становится истинно социальным. Его политика направлена на удовлетворение интересов народа не по остаточному принципу, а как главная обязанность власти. В России имеются огромные богатства для обеспечения каждому гражданину его естественного права – что бы ни случилось в жизни, никто не окажется в унижающей бедности. Всем должны быть предоставлены условия достойного существования.
С этой целью из общественных фондов бесплатно удовлетворяются базовые жизненные потребности: подушевые нормативы жилой площади, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение, дошкольное воспитание, среднее и высшее государственное образование, детский летний отдых, общественный транспорт, юридические услуги. В том заключаются гарантии справедливого социального равенства всем гражданам.
Одновременно каждому человеку предоставляется свобода повышения индивидуального благополучия за счет собственного труда пропорционально его количеству и качеству. В том заключается справедливость социальной дифференциации, стимулирующей дух творческого соревнования. При этом оплата труда работников бюджетной сферы должна быть конкурентоспособной с негосударственными учреждениями.
Разница в уровне достатка различных слоев населения гармонизируется прогрессивной шкалой налогов на доходы и имущество.
Отменяется коммерческая тайна в отношении крупных финансовых операций и обеспечивается контроль над ними со стороны общественных организаций.
Воспитание детей до 18 лет приравнивается к профессиональному труду. Мать (или отец) получает за это заработную плату в размере не менее среднего трудового дохода по стране. Дополнительно на каждого ребенка предоставляется пособие не ниже прожиточного минимума. Достигшие пенсионного возраста родители получают прибавку к пенсии в размере четверти от отчислений в пенсионный фонд работающих детей.
Государство законодательно гарантирует возможность эффективной деятельности профсоюзов на предприятиях любых форм собственности.
Финансирование фундаментальной и прикладной науки осуществляется в объеме, необходимом для нахождения инновационных решений текущих проблем и опережающего технического прогресса. Тем самым обеспечиваются передовые позиции России в мировой интеллектуальной конкуренции.
Выпускникам вузов предоставляется помощь в трудоустройстве по специальности.
Государство создаёт условия для приобщения людей к высоким духовным ценностям. Запрещается пропаганда жестокости, стяжательства, насилия, порока.
Социальная сфера (культура, образование, воспитание, наука, спорт, здравоохранение, общественное телевидение) должна иметь достаточное финансирование, необходимое для полноценного функционирования и развития.
7. Экономика здравого смысла
Для материального процветания народа экономика социогуманизма решает три главные задачи: а) обеспечить всем возможность трудиться согласно личным способностям и потребностям, б) раскрепостить творческий потенциал людей, сделав их хозяевами своего труда, в) удовлетворить потребности населения в качественных товарах и услугах по меньшим ценам при сохранении экологического благополучия. Это есть здравый хозяйственный смысл.
Способности и потребности людей могут различаться: одни предпочитают совместный труд на общих предприятиях, другие – в одиночку на базе собственных средств производства. Поэтому, в отличие от капитализма, где священной считается частная собственность, и коммунизма, где священна государственная собственность, при социогуманизме уважается любая форма собственности, если она справедливо приобретена и служит здравому хозяйственному смыслу.
Таким критериям соответствует экономика с трехсекторной собственностью: общенародной, коллективной и частной. Способ её регулирования – планово-рыночный, учитывающий как специфику долгосрочных трудовых циклов и больших производственных комплексов, так и быстро меняющихся производств с небольшим количеством участников.
Общенародная собственность включает землю, природные ресурсы, системы энергообеспечения и связи, общественный транспорт, предприятия ключевых отраслей, военную промышленность, инфраструктуру и материально-техническую базу образования, науки, здравоохранения, культуры. Она обеспечивает до двух третей валового внутреннего продукта страны. Сельскохозяйственная земля передается в долгосрочную аренду с её неограниченным продлением для целевого использования. Земля садовых и дачных участков находится в пожизненном пользовании с правом наследования.
Управление общенародной собственностью осуществляется государством по поручению народа. Для этого применяются разнообразные способы: директивное и индикативное планирование, конкурсные задания, обеспечение адекватного паритета цен, защита отечественных производителей и др. Государство может сдавать в аренду предприятия, давать концессии на разработку недр, сохраняя у себя право контрольных функций, в том числе за экологической безопасностью и объемом рентных отчислений от добываемых природных ресурсов.
За счет использования общенародной собственности и налоговых поступлений из других секторов экономики создаются общественные фонды. Они предназначены обслуживать интересы страны в целом: движение по пути научно-технического прогресса, функционирование систем национальной безопасности, формирование необходимых стратегических резервов, накопление пенсионного фонда, развитие культуры, образования, здравоохранения, спорта и др. Размеры фондов и характер их распределения должны быть «прозрачными» для общественного контроля.
Коллективная собственность представлена народными предприятиями (кооперативы, артели и др.), где вся прибыль принадлежит самим работникам. Такие предприятия базируются на неделимом имуществе, которое может быть: а) передано им во владение от государства по договору; б) получено в аренду; в) приобретено в коллективную собственность. Каждый член трудового коллектива является долевым собственником общего капитала, и его доля не может быть отчуждена без добровольного согласия. Совместные труженики обладают равным правом самостоятельного планирования производства, формирования органов самоуправления, выбора или найма руководителя, определения уровня заработной платы и отчислений в фонд развития и т.д. Передача работникам прав распоряжения произведенным продуктом служит мощным стимулом повышения производительности труда. Строй «цивилизованных кооператоров» воспитывает уважение к творческому труду и взаимопомощи, способствует достижению социального согласия, противостоит экономической преступности.
Значение самоуправляемых предприятий в то же время нельзя переоценивать. Там, где результаты деятельности могут быть определены лишь в конце многолетнего труда (фундаментальная наука, подготовка кадров и др.) или их трудно перевести в количественные показатели (образование, здравоохранение и др.), работнику выгоднее получать твердую заработную плату. В условиях недостаточной конкуренции, когда групповой эгоизм может доминировать над трезвым расчетом (естественные монополии и др.), более эффективным выступает государственное регулирование. Там, где создание сложных производственных систем (ракетно-космическая отрасль, электроэнергетика и др.) требует централизованного руководства целостным комплексом, нерационально опираться на самоуправляемые предприятия. В остальных ситуациях их предпочтительность несомненна.
Частный сектор представлен персональной, групповой и семейной собственностью. Здесь может происходить разделение тружеников на хозяев, владеющих средствами производства, и наемных работников.
Коллективный и частный секторы активно действуют в сельском хозяйстве, сфере услуг, оптово-розничной торговле, в легкой промышленности. Управление здесь осуществляется преимущественно рыночными механизмами. В их задачу входит обеспечение мобильных экономических потребностей общества и удовлетворение индивидуальной деловой активности.
Между различными экономическими секторами существуют тесные связи и взаимные переходы. Частные фирмы могут передавать право распоряжения собственностью работникам и активно использовать инструменты внутрифирменного планирования. Государство не только издает законы и следит за их исполнением, но также действует как самостоятельный субъект рынка.
В результате хозяйственная система социогуманизма предстает не одномерной («левая», «правая» или «центристская»), а многомерной, где пропорции секторов определяются не идеологическими установками, а здравым хозяйственным смыслом. Эффективным собственником считается не тот, кто лично богаче, а кто достигает лучших производственных результатов.
Крупный капитал в условиях современной России оказался неэффективным собственником. За 17 лет своего господства он не только не обеспечил экономического рывка, но даже не смог превысить дореформенных показателей ни по одной из ведущих отраслей промышленности. Производительность труда упала в несколько раз.
В подобной ситуации разумный передел собственности необходим и должен рассматриваться не с классовых, а с экономических позиций. Это – естественная рыночная процедура, через которую в конкурентной среде совершенствуется механизм хозяйственного управления. В эффективных экономиках мира ежегодно до 10-20% предприятий меняют своих собственников. Поэтому в соответствие с законодательством к участию на рынке должны допускаться все желающие, ибо только справедливое соревнование выявляет лучшего. В таких условиях государство и народные предприятия несомненно окажутся победителями на многих направлениях.
Благодаря этому генерируется эффект «экономического чуда». Первое экономическое чудо XX века в виде трехсекторной планово-рыночной модели существовало в РСФСР с 1921 по 1927 годы как новая экономическая политика (НЭП). Величина ежегодного промышленного роста тогда составляла более 40%. Даже после восстановления разрушенного войной хозяйства темпы оставались высокими, в 1925 г. – 60%. Доходы работающих увеличились в три раза. Значительно улучшилось качество жизни. Удалось остановить вымирание народа, длившееся с начала Первой мировой войны, и естественный прирост населения стал выше дореволюционного.
Позднее советский опыт планово-рыночного хозяйства использовался в США при выходе из депрессии начала 30-х годов, при восстановлении послевоенной Германии, в возрождающейся Японии. В наше время идеи НЭПа успешно применяются в наиболее динамичных экономиках Китая, Тайваня, Индии и др.
8. Контроль общества над властью
Кроме экономической формации и государственного устройства важную роль для качества жизни населения играет стиль поведения руководителей, определяемый их нравственными чертами и профессиональными способностями. Приход новых лидеров нередко радикально меняет политическую и социальную атмосферу в стране, о чём свидетельствует история России ХХ века. Это то, что следует называть «политическим режимом». Поэтому политические режимы всегда персонифицированы.
Большое влияние на политический режим оказывает бюрократический аппарат. Во всём мире бюрократия, владея основными государственными рычагами, давно превратилась в самостоятельный политический класс, неподконтрольный обществу и ведущий беспощадную борьбу за свое господство. В СССР этот класс назывался партийной номенклатурой, а сейчас именуется партией власти. Поэтому попытки бюрократии бороться против себя самой с целью пресечения коррупции – лишь отвлекающий маневр.
Для действенного контроля над политическим режимом народ должен иметь механизм эффективного влияния на власть. Главная задача такого контроля – не преследование за ошибки, а их предупреждение. Предыдущие попытки в данном отношении оказались недостаточными. Диктатура пролетариата превратилась в культ личности. Народный контроль требовал контроля над самим собой. Надежды на СМИ, выборы и референдум не оправдались: первые сильно зависят от денег и административного ресурса, вторые легко превращаются в фарс, третий есть слишком дорогое удовольствие для частого использования.
При социогуманизме станет действовать механизм обратной политической связи, когда пребывание «у руля» государства напрямую зависит от благополучия общества. Для этого Председатель Президиума Высшего Совета и Председатель правительства ежегодно отчитываются перед Высшим Советом России о динамике качества и уровня жизни населения. Статистические данные представляет Государственный комитет по статистике. Их анализ проводится Национальным центром мониторинга качества жизни, куда входят эксперты, выбираемые ежегодно случайным методом из состава ученых России. В его работе в качестве наблюдателей принимают участие представители политических и общественных организаций. Результаты анализа широко публикуются в СМИ для того, чтобы общество владело неискаженной информацией о наиболее важных аспектах развития страны. Без этого невозможно осуществление инновационной гражданской активности.
Если результаты социально-экономической деятельности государства приближаются к заявленной цели, значит, управление осуществляется правильно. В случае ухудшения качества жизни населения сверх допустимых пределов оба высших должностных лица отправляются в отставку решением Высшего Совета России. Система контроля по конечному результату станет действовать и в субъектах РФ. Представители всех уровней власти должны нести персональную ответственность за качество управления.
Введение ответственности властных органов за результаты своей деятельности обеспечит прорыв к политическому управлению нового типа, основанному на законах социальной эргономики. Всякие действия государства должны быть эргономичными, то есть соответствовать ценностям, потребностям и возможностям людей. Любые политические силы, приходящие к власти, окажутся вынужденными проводить преемственную государственную политику, исходя из национальных интересов и потребностей граждан. Общество становится главным распорядителем собственной жизни, поскольку будут осуществляться лишь те действия, что соответствуют его интересам.
В результате возникнет самонастраивающийся политический механизм, который не принуждает разные народы к одинаковой социально-экономической модели, а находит оптимальные условия развития для каждой нации. Главный критерий оптимальности – улучшение качества жизни населения.
Превращение государственного аппарата в инструмент народной власти позволит избежать жестокости социальных революций – объективных механизмов развития. Без революций как скачков в эволюции природы, общества и познания невозможно рождение новых качеств. Этим они отличаются от государственных переворотов – простой смены политических режимов (в традиционной или «цветной» форме), не затрагивающих основ общественного устройства. Социогуманизм не отменяет революций, а делает их безболезненными, благодаря встроенному в себя механизму контроля над государственной властью. Становится возможным ненасильственный переход от одного качественного этапа истории к другому по мере созревания объективных и субъективных предпосылок.
9. Социогуманизм и конституционный строй России
Управление государством по динамике качества жизни наполнит действенной силой основы конституционного строя России, которые имеют пока во многом декларативный характер. Основы конституционного строя государства – это не все разделы Конституции, а её базовые положения. В российской Конституции они представлены первой главой, статьи которой полностью соответствуют принципам социогуманизма. Здесь утверждается, что «…единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ» (ст.3). «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7, п.1). «В РФ охраняются труд и здоровье людей …» (ст.7, п.2).
В реальной жизни, однако, наблюдаются противоположные процессы: унизительное социальное расслоение, лишение народа его суверенной власти, рост убийств, самоубийств, разбоев, вымирание населения. Тем самым, сложившийся либеральный строй вступил в противоречие с конституционным строем, осуществляя его свержение экономическими и административными методами. Грубо нарушаются многие другие статьи Конституции, свидетельствуя о правовом нигилизме на государственном уровне. Возрождается культ личности, насаждается ореол непогрешимости правящей партии. Снова вводится в оборот ярлык «враги партии», казалось бы, навсегда оставленный в трагичном прошлом.
В такой ситуации призыв к защите основ конституционного строя России путем замены капитализма на социогуманизм есть первостепенный гражданский долг. В международных отношениях именно социогуманизм способен стать объединяющим конституционным фундаментом государств постиндустриального общества. И в этом – его высшая легитимность перед законом и историей!
Москва – 2008 г.
Статьи других авторов
На главную