Становление
Творческий путь Владимира Васильевича Ероша определяется двумя сюжетными линиями:
Одна из них - художественная - кисть, холст, краски, ватман, карандаш; другая - поэтическая - перо, бумага.
Синтез двух линий - книга, которую Вы, уважаемый читатель, держите в руках.
Уникальность книги состоит в том, что это - рукопись, от обложки, первой буквы, слова, штриха, рисунка, до последней точки, поставленной самим автором.
Владимир Васильевич, а когда Вырешили написать книгу?
Книжку я задумал десять лет тому назад. До этого рукописный материал, который я загонял в стол, залеживался десятилетиями. Большинство стихов не выдерживало цензуры, а прилизанные стишки у меня вызывали аллергию до рвоты. Да и наша местная газета не все принимала на свои страницы. Мне часто приходилось выступать на агитплощадках и там я замечал представителей особого отдела, - как бы что не ляпнул. Теперь можно. А нужно ли?
Твоя ли дорога эта?
Ну что ты несешь во тьме?
Умчались давно поэты-
Крутая взвилась метель.
Но если делать книгу, то здорово! Десять лет я ее трансформировал. И первое, на что я пошел - это сделал жесткий отбор, сочинений. Я сам себе цензор. Большая часть стихов ушла снова в стол, поисчезали, а то и выброшены целые тетради.
Второе - отобранный материал систематизирован в двух книгах по пять подразделений. Первая книга условно называлась «2 коня», вторая - «Горение». Мало того, что вся книга рукописна, она еще оформлена картинками самого автора. Три экземпляра я переплел сам в жесткой обложке и в декоративных коробочках.
Интересно? Там весь Ерош!
И всего три экземпляра!
Сегодня тираж составляет гораздо большее количество, но внутреннее содержание не уступает самым первым ласточкам.
По рисункам и стихам это события жизни автора - переживания перед самим собой за себя, перед самим собой за семью, перед самим собой за раны, наносимые «по живому» казалось бы идущими вместе, рядом, перед самим собой за утаиваемую правду, о которой сказать пришло время только сейчас!
Творческий путь Владимира Васильевича Ероша определяется жизненными путями - дорогами, прошедшими почти через весь XX и начало XXI века.
Сложнейший путь человека, испытавшего сиротство, войну, неимоверный труд с детских лет, частенько страдающего от прямоты собственных взглядов и суждений, ершистости молодого, необузданного характера, но ведомого единым порывом к утверждению в этой жизни, на этой Земле, к очищению через великую силу живописи,поэзии.
Давно ли Вы пишите стихи?
С детства я говорю стихами.
Краски - тоже моя родня...
То игрушки штриха и рифмы. Но к 20 годам, можно сказать, уже сложились два направления моего пути — отражения мира в котором живу и самоочищение, - ибо детство и юность кипели в котле грязи и грядущей неопределенности, а значит, путь к познанию и совершенству предстояло прокладывать самому.
...Какой-то безумец
Оттаскивал камни,
Споткнувшись однажды
И выкровив ноги,
Он падал и шарил
Дорогу руками,
И вас обнимал
Перед смертью, дороги!...
Мне 27. Почти тридцать. Из далекой глубины Сибири я прорываюсь в Москву. Я должен поступить в художественное училище, или не поступлю НИКОГДА.
Вступительные экзамены. 18 человек на 1 место. Кругом дети одаренных родителей. Вывешены списки поступивших. Еле поднимаюсь по ступенькам...
!!! — Здравствуй, Московское художественное училище!
Так началась «сказка» длиною в 5 лет.
Она продолжилась в его учениках. Уже в абсолютно зрелом возрасте, сам став учителем, Владимир Васильевич передал и до сих пор передает это ощущение новизны, света, целеустремленного порыва собственного перевоплощения и его отражения в картинах.
Небольшой отрезок времени - всего 9 лет - руководитель изостудии при Дворце культуры «Старт», а каков «урожай»!
Более двадцати воспитанников достигли прекрасных результатов, окончили художественные училища в Москве, Рязани, Касимове, Абрамцево, Пензе. Интересна и палитра специалистов:
Евгений Верещагин - скульптор,
Михаил Матвеев - ювелир,
Ольга Соколова - реставратор (США),
Наталья Артемова — педагог Абрамцевского училища,
Игорь Селкин - редактор газеты «Луховицкие вести»,
гордость Луховицкого района- художники:
Валерий Хлебников, Виктор Чечеткин, Валерий Деев, Алевтина Волкова, Ирина Чижикова и многие другие.
Этим, хотя внешне и не показывая, очень доволен Владимир Ерош. Не зря вкладывал душу, знания, опыт, мастерство, навыки трудолюбия, жизнелюбия, жизнеутверждения.
А как же и где же поэзия?
Но, не смотря на догмы «Обществоведения» мы становились служителями искусства, сложившегося через тысячелетия многими поколениями человечества.
О, сколько я вобрал в себя за эти годы! Мои стихи, мои этюды, зарисовки выплескивались с таким молодым задором, что сегодня, с высот своих 70 лет я задаю себе вопрос, - А я ли это был?
Назначив праздник
Теней и Света
Я прорываюсь В грядущий год!
Чем черт не шутит —
Быть может в этом
Моя граната
Меня взорвет?
В горниле училища, из такой засоренной руды убеждений и предрассудков как я, должен выплавиться конгломерат художника и гражданина коммунистического «Завтра».
В полях задуманной зари
Поют и пашут
Вперед судьбу благодари -
Там дети пляшут.
Сегодня во главу угла
Триумф парада!
На мизансцене вся страна
АГИТБРИГАДА!
И еще один вопрос.
Насколько мне известно, Ваши стихи печатались и печатаются в районной газете «Луховицкие вести», в поэтических сборниках «Земляки», «Земляки — 2». Но это уже более поздний период. Неужели Вам не хотелось ранее попасть на страницы газет, журналов, других изданий?
Попытка была. В годы учебы в Московском художественном училище мои педагоги настояли, чтоб я подал стихи для публикации в журнал «Юность». Взяв рукопись, пошел в редакцию, но, увы, попал в обед, а там еще сказали, что рукописи не принимают... Запал прошел, с тех пор долго в редакциях не появлялся.
Как это ни странно, но волей такого же случая очень долго не принимал участия в художественных выставках.
Такой уж у меня характер.
Еще при работе в ДК «Старт» после пленэра на творческой даче «На Ладоге» получил вызов на предоставление картин
«Рязанка», «Портрет художника» в Москву. Но меня поразила продолжительность выставки, всего 3-4 дня. Показуха. Отказал.
Хотя к тому времени в 1966 г. серия плакатов «Руки прочь от Вьетнама» экспонировалась в Москве, Праге, Ханое;
В 1967 г. по просьбе Дома народного творчества на выставке «Народные мастера в Париже» были картины «Жизнь продолжается» (ныне в музее г. Ишима) и плакетка «Аленка».
Картины Владимира Ероша хранятся в г. Добеле (Латвия) «В разрыве облаков», в г. Реутове музей пожарной охраны «Трагедия леса», в г. Луховицы историко-краеведческом музей «Из Ленинграда в тыл», «Трагедия леса» (копия), Центральная библиотека «Озарение», РДК «На просторах Осетра», более 300 портретов, пейзажей - в частных коллекциях.
Отдельный рассказ нужно писать о Ероше - оформителе, Ероше - кинооператоре, Ероше - фотографе.
Творческий путь Владимира Васильевича Ероша - общественная деятельность, просветительская работа.
Самая первая выставка картин в Луховицком районе организована именно им в ДК «Старт» 35 лет тому назад - 1969 год. Инициатор большого количества выставок детского творчества о своей первой персональной задумался только, когда ему исполнилось - 50 -1984 год. Уже тогда зародилась высокая мечта о выставочном зале.
На различных уровнях местной власти неоднократно велись разговоры на эту тему, уже подключилось и новое поколение мастеров кисти...
И только в 2000 году мечта стала явью - открыт культурно -выставочный центр.
При организации открытия центра, как-то к вечеру, усталый, но счастливый Владимир Ерош уселся прямо на ступеньки сцены и приговаривал: «Не верю, вот это здорово, ну как во сне, не верю..!»
По жизни бунтарь, переживший целую эпоху конструктивных изменений власти Владимир Васильевич Ерош был покорен решительными шагами Главы Луховицкого района Текто-ниди Севастьяна Спиридоновича; откликнувшимся на просьбу художников. Была проведена реконструкция здания школьных мастерских в белоснежный, уютный ставший для многих любимым зал.
Сколько еще надо успеть; кисть по холсту, перо по бумаге!
Ударим по струнам
Хоть мы и седые
Работа в составе жюри при отборе лучших произведений конкурсов по живописи, поэзии...
Выставки, и конечно встречи, в том числе и по просьбе зрителей, читателей.
Выступление Владимира Васильевича отличаются характерными только для него эмоциональностью, яркостью, артистизмом, живостью, образностью. Слово - повествование и действие, противостояние и согласие, нападение и защита.
Картина - выражение собственного мироощущения.
До новых встреч, уважаемый читатель!
Беседу с Владимиром Ерошем провела - начальник отдела культуры Администрации Луховицкого района Амплеева Любовь Николаевна.
Апрель 2004г.
Горение
Каждый живущий на Земле человек имеет свой внутренний духовный мир, имеет свою душу. И независимо от того хочет он того или нет, он оставляет отпечаток своего внутреннего «Я», своей души в результатах труда. Но есть люди, которые живут делами и вкладывают всю свою душу в свой труд. Вот к таким относится Ерош Владимир Васильевич. К чему бы он не прикасался, за чтс^.бы он не брался, всегда он старается вложить свою добрую и чуткую, тонкую и богатую содержанием душу.
Всматриваясь в его живописные работы, чувствуешь богатство и величие родного края, необычайную и неразгаданную красоту России. В тоже время это не копирование созданного природой мира, а философское его отражение. На его картинах в стройных и нестройных березах, молодых и тянущихся ввысь деревьях, неказистой и корявой сосне , узнаешь судьбы людей: удачные и трудные, благополучные и трагические. Я не причисляю себя к знатокам живописи и поэтому не все мне нравится, что приходится видеть на выставках. Поэтому, чтобы не задеть самолюбие автора, я говорю, что не понимаю те или иные работы, я еще не созрел для их восприятия. А вот живопись Ероша В.В.- я понимаю, она близка мне, я люблю ее. Зная многие его работы, поражаюсь их разнообразием. Это и суровый лес и мягкая из цветов поляна, перекаты реки и неожиданный горный пейзаж, сказочно заснеженные деревья и просторы моря. Он пишет портреты, жанровые сюжеты и необычайно содержательные шаржи. Помню и созданные им плакаты и панно, которые в недавнем прошлом украшали район.
Чем-то больше приглянулся Владимир Васильевич Музе, потому что посещая его - она дает ему вдохновенье не только для живописи , но и для поэзии. Из под его пера вышло много прекрасных стихов.. И он не стесняется, что они иногда «не причесаны и не приглажены», они очень самобытны, но всегда понятны и доступны.
Что сбылось, не сбылось -ворошить не хочу,
Жить сначала начать — Ахинея!
Как сумею с судьбою за все расплачусь:
И за то, что кричу и за то, что молчу
И за то, что на сердце имею.
Как все понятно и просто, и как глубоко по смыслу. О поэзии трудно говорить, комментировать о написанном, ее нужно читать, размышлять над строками. И я советую всем землякам и не землякам почитать стихи Владимира Ероша и самим найти те строчки, которые трогают душу или те, которые сам хотел бы написать...
Хочу только еще подчеркнуть, что Владимир Васильевич обладает огромным богатым внутренним миром, который позволит ему создавать, творить и писать. Несмотря на годы, он неутомим и любит жизнь, поэтому и сегодня в живописи и стихах он как прежде юный и постоянно в поиске. Он любит свое искусство и всегда недоволен своими работами. Не смакует над созданным, выискивая что-то неповторимое и не превзойденное. Неудовлетворенность в конце законченной работы, дает старт ему для новой....
Каждый из нас в жизни встречается с множеством людей. Не так уж много бывает близких, друзей и знакомых и все они разные. Мы дорожим, если рядом есть надежный, порядочный человек и сожалеем если наоборот. Я благодарен судьбе, что она меня свела с прекрасным человеком Ерош Владимиром Васильевичем. Общаясь с ним, всматриваясь в его картины или читая его стихи, как бы питаешься доброй энергией и соприкасаешься с прекрасным.
Новых творческих успехов, творческому человеку.
В.Майборода