Природа и сущьность управления
Добавить рекламное объявление

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

http://books.vce5.ru/dow/chapter_3-144.html

1.1. Что такое управление

Окружающий нас мир динамичен, изменчив. В нем постоянно наблюдаются движение, перемещение, рождение и умирание, созидание и разрушение. По чьей же воле происходят эти процессы, чья рука их направляет, как и зачем это делается? Единого ответа на такие вопросы нет, да, видимо, и не может быть. В то же время достаточно очевидно, что многочисленные явления в природе и в обществе протекают не самопроизвольно, не по воле случая. Многие из них предсказуемы, предвидимы и даже изначально намечены, спланированы. Значит, кто-то задумывает, ориентирует, регулирует происходящие вокруг нас процессы или, как принято говорить и писать, управляет ими.

Казалось бы, смысл понятий "управлять", "управление" настолько очевиден, что они не нуждаются в дополнительном объяснении. Ведь с детства мы видим, как родители управляют детьми, учитель—учениками, водитель — автомобилем, а автоинспектор — водителями. Да и каждый из нас чем-то и кем-то обязательно управляет, ну хотя бы расходами собственных денег. Несмотря на все это дать достаточно общее, четкое, доступное для понимания определение терминов "управлять" и "управление" трудно. Авторы, составители энциклопедий и словарей, начиная с В. Даля и завершая современными, предпочитают прибегать либо к объяснению посредством привлечения близких, аналогичных по значению слов типа "руководить", "направлять", "распоряжаться", "быть хозяином", либо иллюстрировать управление примерами разных видов управленческой деятельности.

Общность, многоаспектность и многозначность универсального понятия "управление", получившего широкое распространение и употребляемого в разном смысле, затрудняет раскрытие его сущности одной или несколькими фразами без предварительных пояснений. Все дело в том, что толкование категории “управление”, воспринимается в самом общем смысле этого слова, зависит от представлений о мироздании, связано с мировоззренческими позициями. Тем самым термин "управление" есть не только экономическое и социальное, но и философское понятие.

Будем исходить из естественной предпосылки, что весь окружающий нас мир состоит из следующих четырех взаимосвязанных и взаимодействующих составляющих:

1) неживая природа, неорганическая среда;

2) живая природа, биологический мир;

3) технические творения рук человеческих;

4) люди, человечество.

Явления, процессы, протекающие в неживой природе, целиком подчинены законам физики и химии, материальные объекты неорганического мира ведут себя в полном соответствии с этими законами. Правомерно, тем самым, утверждать, что климатические явления, погодные условия, смена дня и ночи, течение рек, извержение вулканов и тому подобные процессы предопределены заложенными в Природу закономерностями ее поведения, изменения. Так что если существовал Созидатель и Он же установил законы физического мира, то это и был первичный акт управления неживой природой, которой Творец задал определенные команды в виде правил поведения. Свободно брошенное тело всегда падает вниз, к земле вне зависимости от воли, желания, установки бросившего его человека.

Примерно та же ситуация имеет место и в отношении животного, органического мира, только им управляют гораздо более сложные законы наследственности, смены поколений, биологического поведения, действия инстинктов, размножения, сохранения рода. Здесь опять-таки Верховным Правителем стала воля Всевышнего, установившего биологические законы. Правда, приходится отмечать, что Человек пытается ныне посягнуть на власть Бога, стремясь трансформировать по-своему природный хромосомный механизм наследственности, проводя опыты по клонированию, искусственному воспроизведению новых живых существ. Однако вряд ли Господь передаст Человеку бразды правления созданием живых существ, скорее Он сохранит за собой управление природой жизни и смерти.

Так что по отношению к Природе приходится констатировать тот факт, что возможности людей воздействовать на нее ограничены законами природной среды, которые Человек не в состоянии изменить. В этом смысле люди не управляют и не способны управлять Природой, они могут лишь использовать природные ресурсы, процессы, опираясь на познание закономерностей протекания природных явлений.

Собственно управление как реализация собственной воли, замыслов людей появляется там, где такая возможность заложена, предусмотрена ими в ходе создания творений рук человеческих. Создавая технический объект в виде, например, самолета или автомобиля, его созидатель конструирует средство передвижения как объект управления человеком, послушный воле, желанию, командам последнего. Возможность и необходимость управления в этом случае возникает еще в ходе проектирования как определенное свойство, признак данного объекта. При этом Человек не вступает в конфликт с Богом и не посягает на его права, ибо технические объекты создаются в полном соответствии с законами Природы. Иначе подобный объект не сможет функционировать, выполнять свое назначение.

Воздействие человека на технические объекты и технологические процессы, осуществляемое с целью направить их действие в желаемое русло и получить необходимый результат, правомерно назвать управлением техникой и технологией. Если люди, опираясь на биологические законы, воздействуют, влияют на поведение живых существ, используют в своих целях биологические технологии, то есть основания утверждать, что имеет место управление объектами живой природы, ограниченное рамками действия, проявления ее законов.

Подведем итоги сказанного. Люди способны управлять неживой природой в процессе ее преобразования: добывая сырье, используя природную энергию, возводя строительные сооружения. Управление объектами неживой природы посредством управляющих сигналов, команд не доступно для человека, эти объекты подчиняются только физическим законам существования, движения, преобразования вещества и энергии.

Несколько более доступно для людей управление живой природой, растительным и особенно животным миром. Наличие у животных органов чувств, инстинктивного поведения, способности воспринимать информацию в виде сигналов создают используемые человеком предпосылки управления живыми существами, живой природой.

В еще большей степени люди способны управлять техническими объектами и технологическими процессами, являющимися творениями, порожденными, созданными самими людьми. В таких объектах необходимость и потенциальная возможность управления заранее предусмотрена их создателя ми, воплощена в конструкцию и технологию.

Но высшей и наиболее распространенной формой управления служит генерируемая людьми информация в виде сигналов, команд, предписаний, обещаний, предложений и многочисленных других воздействий, направленная, адресованная отдельным людям, семьям, коллективам, населению, обществу. Управление людьми со стороны людей представляет самые характерные и типичные процессы управления в современном мире.

Теперь мы вплотную подходим к возможности сформулировать в общем виде, что такое управление, дать определение этого универсального понятия.

Управление — это сознательное воздействие человека на различные объекты и протекающие в окружающем мире процессы, на связанных с ними людей, которое осуществляется с целью придать процессам определенную направленность и получить желаемые результаты.

В зависимости от вида объекта, на который ориентированы управляющие воздействия, от круга людей, на которых оказывают влияние те, кто управляет, различают управление обществом, государством, экономикой, социальными процессами, предприятиями, производственными коллективами, домашним хозяйством и многие другие аналогичные разновидности управления.

Углубимся в сформулированное выше общее определение понятия "управление", с тем чтобы вникнуть в его отдельные, самые важные аспекты.

Во-первых, управление — это осознанный процесс, то есть управляющее лицо заранее продумало, наметило, осознало виды используемых им управляющих воздействий. Управление, осуществляемое людьми, есть плод разума, а не инстинкта или неконтролируемых эмоций.

Во-вторых, управление есть не всякое, а энергетически слабое, чаще всего информационное воздействие на объект. Так, например, если человек физически воздействует на объект, перемещает предмет с места на место, то такое воздействие нельзя считать управлением объектом или предметом. А вот если человек отдает команду либо легким движением руки поворачивает руль, вследствие чего приводятся в движение мощные объекты, люди вовлекаются в процессы деятельности, то это уже управление. Управление с этой точки зрения характеризуется тем, что слабое по физической мощности, затрачиваемой энергии воздействие приводит к гораздо более весомым, масштабным, энергетически ощутимым результатам. Управление есть слабое воздействие, порождающее сильный эффект.

Чрезвычайно важное свойство управления — наличие целей, на достижение которых оно и направлено. Управление, собственно, и возникает потому, что люди желают достичь определенных целей, осуществить свои намерения, удовлетворить определенные потребности, получить нужный результат. Формирование цели предшествует управлению. Как утверждал римский философ Сенека, "кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра". Исходя из своих целей, желаний, устремлений человек организует, направляет действия других людей, ход процессов таким образом, чтобы выполнить стоящую перед ним целевую задачу. А это и есть управление, которое иногда, подчеркивая его целевую ориентацию, называют целевым управлением.

Неизбежность управления экономикой, производством вытекает из необходимости организации, координации труда совместно действующих работников. Известный специалист в области управления Питер Ф. Друкер справедливо утверждал, что "управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу". Не менее убедительно обосновывал объективную необходимость управления К. Маркс, который писал: "Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере".

Происходящий во всем мире с самых давних пор процесс разделения труда привел к вычленению управления как самостоятельного вида деятельности, к выделению управленческого труда в качестве специфического, широко распространенного, обширного поля трудовой занятости. Проявляется ярко выраженная тенденция к увеличению доли работников, занятых в управлении, так как производительность управленческого труда растет гораздо более низкими темпами, чем производительность труда в материальном производстве, а круг задач управления непрерывно расширяется. Управление стало не только одной из крупнейших отраслей, но превратилось в важнейшую сферу экономики, общественной жизни [14].

Как видно из приведенной схемы, сфера управления наряду с производством и потреблением как основными экономическими процессами образует костяк современной экономики.

Производство создает материально-вещественный продукт, товары, услуги, необходимые для поддержания самого производства и потребления. В свою очередь, производственное и конечное непроизводственное, социальное потребление создают предпосылки функционирования производства и обеспечивают его трудовыми ресурсами. Управление же, направляя и отслеживая процессы производства и потребления, координирует их как части единой экономической системы.

1.2. Управление и менеджмент. Внутреннее и внешнее управление. Самоуправление

Осуществление рыночных реформ в России привело к распространению в учебной, научной, прикладной литературе термина "менеджмент", заменяющего и вытесняющего привычное русское слово "управление" В той мере, в которой эти понятия адекватны, в подобной замене нет ничего предосудительного, хотя необходимость уходить от простого, легко произносимого "управление" и повсеместно употреблять трудно произносимое "менеджмент" далеко не очевидна. Но дело еще и в том, что оба понятия не совсем эквивалентны и их отождествление способно приводить к путанице, непониманию, нечеткости.

В русском языке термин "управление" в равной мере применим к управлению государством, предприятием, производственным коллективом, техникой, скажем, автомобилем. Это универсальное понятие, включающее управление любыми объектами и процессами. Английское слово "management", означающее в переводе на русский язык "управление", менее универсально в сравнении с русским и относится только к административному управлению, руководству (administration, direction) Управление государством в английском языке характеризуется термином "government", управление разными техническими средствами звучит как "control", "steering", "driving", "piloting".

Поэтому слово менеджмент (management) следует интерпретировать в русском языке не как управление в широком смысле слова, а как руководство, администрирование, организация дела.

Соответственно термин "менеджмент" не исчерпывает и содержание понятия "управление", которое включает и государственное регулирование экономики, и управление предприятиями, производственными коллективами, и управление производством, технологией, качеством [8].

Итак, менеджмент—это часть управления экономикой, распространяющая свое воздействие на управление предприятиями, персоналом, производственными процессами в масштабах предприятия, компании, фирмы, проекта Следует также иметь в виду, что и "управление" и "менеджмент" относятся к категории "размытых", не поддающихся точному определению понятий.

В теории управления принято различать внутреннее и внешнее управление Внутренним называют управление, при котором управляющие воздействия формируются в самой управляемой системе, внутри нее Орган управления, вырабатывающий управленческие воздействия, образует вместе с управляемой системой единый хозяйственный комплекс Органы управления, а также лица, осуществляющие управление, входят при внутреннем управлении в состав управляемой организации, в ее штат.

Внешним именуют управление, при котором управляющие воздействия поступают в управляемую систему извне В этом случае управляющая система не входит в состав управляемой, выделена в самостоятельный внешний орган Лица, осуществляющие внешнее управление, не включаются в штат управляемой организации, не являются ее работниками.

Схемы внутреннего и внешнего упоавления изображены на рис. 1.2

Отметим, что применительно к организациям, предприятиям, учреждениям, их подразделениям (цехам, отделам, лабораториям) разделение управления на внутреннее и внешнее обладает определенной степенью условности. Например, распоряжение руководителя подразделения по отношению к подразделению является внутренним, тогда как решение дирекции предприятия в отношении круга вопросов, затрагивающих только данное подразделение, правомерно рассматривать как внешнее. В то же время решения дирекции предприятия, распространяющие свое действие на все предприятие, на многие его подразделения, следует относить к внутреннему управлению.

Разновидность внутреннего управления известна под названием самоуправление. Самоуправление — это внутреннее управление регионом, предприятием, организацией, фирмой, компанией со стороны их органов управления, играющее основную роль в управлении. В условиях самоуправления внешнее управление ограничивается относительно узким кругом проблем общего характера и воплощается в виде законов, указов, правительственных постановлений, национальных программ, обязательных для обширного круга организаций и лиц, требующих неукоснительного исполнения всеми, на кого распространяется действие законодательных и других нормативных актов. С учетом этих ограничений самоуправляемые территории, организации вправе самостоятельно принимать и осуществлять управленческие решения, опираясь на собственное, внутреннее управление.

Таким образом, в условиях самоуправления внутреннее управление преобладает над внешним, занимает ведущее место в повседневном, текущем управлении. Но все же в отдельных ключевых вопросах внешнее управление имеет приоритеты по отношению к внутреннему. Вообще же соотношение внутреннего и внешнего управления, характеризующее степень демократизации управления, во многом зависит от природы социально-экономического строя, господствующих в стране тенденций централизации и децентрализации управления.

1.3. Управление как кибернетическое и экономическое понятие. Субъекты и объекты управления. Управляющие воздействия

Управление существует, повсеместно распространено, применяется в природе и в обществе в самых разных видах и формах. Обычно принято относить к управлению, понимаемому в экономическом смысле этого слова, воздействия со стороны человека, людей на окружающий их природный и человеческий мир, осуществляемые для обеспечения существования, продолжения и улучшения жизни, то есть "человеческое управление". Такой подход использован выше при формулировании понятия 'управление". При подобном понимании управления все протекающие в мире процессы, наблюдаемые объекты можно разделить на управляемые и неуправляемые.

К управляемым относят процессы, явления, события, объекты, на которые человек, люди способны влиять, изменяя и направляя их ход, движение в желаемую сторону. Соответственно неуправляемыми считаются процессы и объекты, находящиеся вне зоны, возможности влияния, активного воздействия со стороны человека. Понятно, что "управляемость" и "неуправляемость" не есть абсолютные понятия. В реальной действительности приходится иметь дело с частично управляемыми процессами и объектами, то есть управляемыми в определенной степени и в определенном отношении, до какого-то предела. В то же время неуправляемые сегодня процессы и объекты могут завтра стать управляемыми, если человек освоит средства и методы управления ими. Пока люди не управляют погодой и, тем более, климатом, но первые шаги в этом направлении уже осуществляются.

С определенной степенью условности окружающий Мир можно разделить на неуправляемую Природу и управляемую Экономику, частью которой все более становится современный Человек. При этом Экономика понимается в самом широком смысле слова, включает не только производственную, финансовую, но и социальную среду, распространяется на всю гамму отношений между людьми.

Так видится, воспринимается в экономическом и даже философском смысле управление, осуществляемое людьми. Но возможен и еще более общий взгляд на управление, согласно которому возможностью, правом, искусством управления наделены не только люди.

Человек управляет многими объектами живой и неживой естественной природы и созданной им же второй, искусственной природы. Человек управляет и другими людьми, направляя, контролируя их действия. В тоже время все мы являемся свидетелями многочисленных процессов управления и самоуправления, в которых управляющие воздействия на объекты и процессы вырабатываются не людьми. В организме животных и самого человека автоматически поддерживается определенная температура тела, регулируется поток крови. Стадом диких животных обычно управляет вожак. Управление машинами и механизмами осуществляют приборы. Во всех этих ситуациях люди либо вовсе не управляют, либо имеют косвенное отношение к управлению, создавая аппаратуру для автоматического регулирования.

Вместе с тем во всех процессах, где наблюдается управление, вне зависимости от их природы и участия в них человека как источника управляющих воздействий, имеется нечто общее, присущее всем формам, видам управления. В любой системе управления наличествуют такие ее неотъемлемые составные части, элементы, как субъект управления, объект управления, управляющие воздействия, обратная связь. Они образуют единый и в то же время всеобщий контур управления.

В XX веке сформировалось самостоятельное направление, предметом которого стало изучение общих принципов управления, характеризующих его как универсальный процесс, свойственный социальным, экономическим, биологическим, техническим системам, объектам. Наука, изучающая общие закономерности управления в живой и неживой природе, в технике и экономике, получила название кибернетики. Ветвь кибернетики, предметом которой стало исследование управления в экономике, известна под названием "экономическая кибернетика" [5]. Значительный вклад в зарождение и развитие кибернетики внес выдающийся американский ученый Норберт Винер, которого называют "отцом кибернетики". Любопытно, что хотя термин "кибернетика" (в переводе с греческого означает "кормчий", "рулевой") вошел в научный обиход в 1948 году после выхода в свет книги Н. Винера "Кибернетика", впервые это слово использовал физик Ампер для обозначения государственного управления.

При всей плодотворности идей кибернетики следует не упускать из вида то обстоятельство, что даже сам Н. Винер предупреждал об ограниченных возможностях использования принципов, правил технической и биологической кибернетики в экономике.

Кибернетика исходит из положения о единой принципиальной схеме управления в виде самой общей модели функционирования управляе мой системы, основные элементы которой типичны для любых систем, форм и видов управления (рис. 1.3.).

Согласно общей схеме функционирования управляемых систем субъект управления, то есть активная часть всей системы управления, вырабатывает, инициирует управляющие воздействия в виде сигналов, команд, которые поступают к объекту управления (в схеме условно представлен один объект, обычно их бывает несколько), представляющему собой по отношению к субъекту пассивную, исполнительскую часть системы. Объекты управления, воспринимая управляющие воздействия, приводят свое состояние и образ действия в соответствие с полученной установкой, переданной им в виде управляющего воздействия. О реакции объекта на управляющий сигнал субъект узнает через канал обратной связи, получая по этому каналу информацию об ответных действиях, о поведении объекта. В зависимости от полученной по каналу обратной связи информации и изменения условий, целей и задач управления субъект управления вырабатывает и передает объекту новые управляющие воздействия.

Субъект и управляемые им объекты образуют в своем взаимодействии управляемую систему, включающую управляющую часть, называемую иногда управляющей системой, и управляемую часть в виде совокупности объектов, которыми управляет субъект. Управляемая система обычно не бывает замкнутой, закрытой, она представляет собой открытую систему, тесно взаимодействующую ", внешней средой, в условиях которой функционирует. В частности, внешняя среда оказывает воздействие на субъект управления в виде, например, поступающей к нему извне управленческой информации, что в схеме обозначено "вход". А объект управления призван создавать продукт своей деятельности, поступающий на его выход.

Выделим отдельные специфические ситуации, которые складываются в управлении.

Если задача субъекта управления состоит в том, чтобы поддерживать определенное устойчивое состояние объекта, препятствовать выходу из этого состояния, то подобную ситуацию называют гомеостазис Обеспечение постоянства химического состава среды, ее температуры, давления, обеспечиваемое управлением, часто наблюдается в биологических системах, живых организмах, а также в физико-химических технологиях, используемых в производстве.

Во многих случаях управляющие воздействия ставят своей задачей обеспечить следование объекта управления определенной программе действий, заданной субъектом. По каналу обратной связи субъект управления получает информацию о возможных отклонениях от установленной программы и вырабатывает управляющие воздействия, подавляющие, ликвидирующие такие отклонения. Подобное управление именуют управлением по отклонениям.

Близким к управлению по отклонениям является ситуационное управление, заключающееся в том, что управляющие воздействия субъект управления формирует в зависимости от ситуации, складывающейся в той среде, в которой функционирует управляемая система, то есть в так называемой внешней среде.

Недостаточный учет, слабая реакция или просто пренебрежение со стороны субъекта управления информацией, получаемой им по каналам обратной связи, характеризует "жесткое" управление, оторванное от реальных условий. Чаще всего в таком управлении проявляется кабинетный стиль, нежелание руководителей вникать в результаты и последствия принятых ими решений. Жесткое однонаправленное управление имеет место и в тех ситуациях, когда каналы обратной связи засорены, искажают информацию об истинном состоянии и поведении объекта или когда обратная связь вообще отсутствует. Образный пример такой ситуации являет собой управление центральной отопительной системой, при которой лицо (субъект управления), включающее, выключающее и настраивающее систему на определенный режим, не получает по каналам обратной связи информации о величине температуры в отапливаемых помещениях и действует "на авось".

Обратная картина наблюдается при чрезмерно "мягком" управлении, когда руководитель, благодаря надежна действующим каналам обратной связи, хорошо информирован о состоянии объекта управления и его реакции на управляющие воздействия, но не способен вырабатывать, применять действенные управленческие решения или, как говорят, "власть употребить". Подобная ситуация блестяще обрисована баснописцем Крыловым в басне о коте и поваре, у которого кот стащил цыпленка и преспокойно доедает его на глазах у хозяина. Повар пытается пристыдить, увещевать кота, но его слабые управляющие воздействия не достигают цели. Канал обратной связи работает, а управляющий канал по сути бездействует. В кибернетике и экономике подобную ситуацию характеризуют как потерю управляемости. Нечто подобное стало наблюдаться в российской экономике конца девяностых годов.

Существует великое разнообразие субъектов и объектов управления экономикой, видов управляющих воздействий и каналов обратной связи.

В качестве субъектов управления в экономике обычно выступают законодательные, исполнительные, правовые органы государства, отраслевые, ведомственные, территориальные органы управления, собственники экономических объектов, органы управления предприятиями, организациями, хозяйственные руководители, менеджеры разных уровней.

Объекты управления — это мировая экономика, экономика страны, ее регионов, территорий, экономика отраслей, предприятий, экономические ресурсы и факторы производства в виде средств труда, сам труд, трудовые коллективы, работники, персонал, научно-технический и информационный потенциал, финансы.

Управляющие воздействия представлены законами, указами, подзаконными нормативными актами, государственными программами, постановлениями директивных органов, планами, программами, положениями, инструкциями, правилами и нормами, действующими на предприятиях, в организациях и учреждениях, приказами, распоряжениями, указаниями хозяйственных руководителей и собственников экономических объектов, материальными и моральными стимулами.

Обратные связи —это результаты непосредственных наблюдений и контроля за объектом управления со стороны субъекта управления и уполномоченных им лиц, доклады, сообщения, отчеты работников об их деятельности, статистическая и бухгалтерская отчетность, итоги анализа хозяйственной деятельности, материалы учета и контроля. Канал обратной связи может быть зрительным наблюдением, звуковым сообщением, электрическим сигналом, иметь вид сообщений, докладов, письменных отчетов. Информация, передаваемая по каналу обратной связи и поступающая к субъектам управления, может иметь любую из форм, воспринимаемых субъектом. Для летчика — это показания приборов, для водителя автомобиля — зрительная информация, для звонящего по телефону— ответный сигнал вызываемого абонента, для педагога —ответ учащегося на контрольные вопросы, для руководителя работ—отчет исполнителей и собственное наблюдение, для государственного чиновника —данные о деятельности подведомственных ему организаций и лиц.

Общность кибернетических принципов и управления экономикой проявляется еще в одном отношении. Согласно принятому в кибернетике принципу необходимого разнообразия степень разнообразия характеристик, свойств, способов действий субъекта управления должна быть выше, чем у объекта управления. Проще говоря, субъект управления должен быть структурно устроен сложнее объекта управления, иметь более высокий уровень организации, маневренности. Руководитель обязан обладать кругом знаний и представлений об объекте управления большим, чем обладают руководимые им лица, исполнители. Увы, в экономике принцип необходимого разнообразия соблюдается далеко не всегда.

И, наконец, еще об одной общности кибернетики и управления экономикой. Кибернетика и теория информации исходят из представления об управлении как способе, снижения энтропии системы. Энтропия есть свойство системы, характеризующее меру ее упорядоченности, организации; чем ниже энтропия —тем выше уровень организации. Согласно законам термодинамики при отсутствии управления энтропия изолированной, закрытой системы повышается, система теряет структуризацию, упорядоченность, превращается в однородную массу, не обладающую энергетическим потенциалом. Управление в живой природе позволяет живым организмам снижать энтропию (увеличивать негэнтропию) и тем самым повышать свои энергетические, жизненные способности посредством организации жизненных процессов и противостояния смерти, распаду, превращению в прах. Есть все основания утверждать, что и управление экономикой по своей сути направлено на снижение энтропии экономических систем, внесение в них организации, упорядоченности, предотвращающих опасный рост энтропии, приводящий к снижению энергетических возможностей, подавлению источников развития, уменьшению степени разнообразия окружающего нас мира. Проще говоря, управление противодействует деструкции, деградации систем благодаря своему антиэнтропийному характеру, возможности уменьшать энтропию.

При всей общности понятий "кибернетика" и "управление" они не идентичны. Кибернетика, по определению советского академика В.М. Глушкова, есть наука об общих законах преобразования информации в сложных управляющих системах. Управление изучает не только информационную природу управляющих воздействий и обратной связи, главное внимание в нем сосредоточено на субъектах и объектах управления, механизмах формирования управляющих воздействий, способах и результатах их влияния на объекты управления. Кибернетика, будучи в своей основе физической и математической наукой, интересуется чисто информационными процессами, то есть передачей, обработкой, хранением информации, измерением ее количества, использованием информации в системах автоматического регулирования. В управлении экономикой упор делается на экономическом содержании управленческой информации, на роли людей как лиц, вырабатывающих и исполняющих управленческие решения, на возможности с помощью управления направлять и изменять экономическую систему.

1.4. Цели и задачи управления

Системы, объекты, управляемые людьми и действующие во имя интересов людей, называют целеустремленными и целеориентированными. Как крупномасштабная экономика, рассматриваемая в масштабе мира, страны, большого региона, так и маломасштабная — экономика предприятия, фирмы, семьи относятся к целеустремленным системам, поскольку их деятельность направлена на достижение определенных целей.

Понятие "цель", которое на первый взгляд кажется понятным без дополнительного объяснения, имеющее, казалось бы, самоочевидный смысл, в действительности относится к числу сложных категорий социологии, философии, экономики, теории управления. Чтобы уяснить содержание слова "цель", приходится прибегать к близким и родственным ему понятиям теории управления: "система", "структура", "функция", которые уже частично встречались выше и многократно используются в последующем изложении. Приведем простейшие определения этих понятий с тем, чтобы можно было на них опираться, постепенно затем углубляя и конкретизируя их.

Система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, частей, образующих единое целое.

Структура есть строение, способ организации системы, проявляющийся в ее разделении на составные части, определенном взаимном расположении и связях между ними, обеспечивающих ее целостность, функционирование, действие.

Функция — одна из ролей, которые выполняют система и ее элементы, составные части; назначение системы и ее частей; виды деятельности системы.

Цель — предмет устремления, заранее намеченный конечный замысел, ожидаемый результат действия системы, то, во имя чего функционирует система.

Экономика в различных ее масштабах, формах, видах проявления представляет большую и сложную, действующую с участием людей систему, обладающую определенной структурой, призванной реализовать круг функций, обеспечивающих достижение намеченных целей. Обычно в уже существующих целеустремленных системах цели заложены творцами этих систем, но в процессе жизнедеятельности системы цели могут видоизменяться. Вновь создаваемые системы формируются во имя достижения задуманных целей, в соответствии с этими целями конструируется структура, и система наделяется определенными функциями, позволяющими ей решать целевые задачи. Круговая связь между целями системы, ее структурой и функциями, рассматриваемая в динамике, с учетом изменения во времени, лежит в основе управления самыми разными системами, прежде всего объектами экономической природы.

Если цели системы не заданы заранее, не обусловлены сущностью самой системы, то их установление служит одной из самых главных и трудных задач управления системой, составляющих предмет целеполагания. В этом случае формирование целей системы и представляет первичную цель управления системой, что наиболее ярко проявляется в планировании, программировании, проектировании систем.

Сложность целеполагания заключена в том, что цели систем не самоочевидны, многообразны и к тому же гораздо сложнее поддаются количественному, числовому измерению, чем словесному (вербальному) описанию. Цели системы и цели управления системой — не одно и тоже, так что не исключена необходимость трансформации целей системы в цели управления. Обычно такая трансформация состоит в том, что, исходя из целей системы, формируются и реализуются функции управления, обеспечивающие достижение этих целей. Поэтому осуществление управляющим субъектом функций управления, способствующих достижению целей системы, правомерно считать целью управления. Именно поэтому управление и характеризуется как воздействие на объекты и процессы с целью придать им желаемую направленность. Так что цель управления, состоящая в конечном счете в достижении целей системы, заключена одновременно в генерировании эффективных управляющих воздействий, ведущих систему к намеченным целям. В дальнейшем обе эти цели рассматриваются в их единстве.

Обрисуем в самых общих чертах наиболее типичные цели управления объектами социально-экономической природы.

Цели поддержания системы в достигнутом ею состоянии возникают в условиях, когда надо закрепить это состояние потому, что оно удовлетворяет и субъект и объект управления, либо вызваны опасностью ухудшения этого состояния, которую надо предотвратить. Как уже отмечалось, такую ситуацию в управлении называют гомеостазисом (гомео-стазом).

Цели выхода из нежелаемого состояния или цели предотвращения дальнейшего спада, обеспечения выхода из кризиса характерны для ситуации, когда параметры, показатели функционирования системы существенно ниже нормативного уровня, не удовлетворяют запросам объекта управления и целевым установкам субъекта, значительно хуже показателей состояния аналогичных объектов. Цели управления, которые в этом случае называют стабилизационными или антикризисными, состоят в преодолении спада, в недопущении снижения показателей ниже предельно допустимого уровня, в стабилизации социально-экономической обстановки и создании предпосылок подъема.

Цели развития системы заключаются в изменении количественных параметров и качества функционирования системы для перевода ее в

желаемое, более благоприятное состояние, характеризуемое лучшими значениями целевых показателей Цели развития могут состоять в достижении определенного фиксированного или мирового уровня показателей качества и эффективности производства, выхода на определенные уровни производства и потребления, удовлетворения потребностей, роста доходов населения

Наряду с этими достаточно общими, глобальными целями возможны и вполне реальны более узкие, локальные цели управления, распространяющиеся на отдельные сферы, виды, формы социальной и экономической деятельности, связанные с решением частных проблем, осуществление проектов, программ Как правило, такие локальные, ограниченные цели подчинены, входят в состав перечисленных выше общих целей управления, соответствующих общественным целям

Вне зависимости от целей систем, на достижение которых направлены цели управления, само управление имеет собственную универсальную целевую задачу Это — повышение уровня целеустремленности, организованности функционирования управляемых систем, обеспечение эффективных, в идеале оптимальных траекторий их развития. Существует понятие оптимального управления Хотя это понятие не сформулировано в науке управления достаточно четко, оптимальное управление можно характеризовать как управление, обеспечивающее перевод управляемой системы из исходного состояния в желаемое за минимально возможное время, с наименьшими затратами при одновременном соблюдении ограничительных условий, то есть признанных законов, запретов, общепринятых морально-этических правил и норм Оптимальность управления можно понимать также как обеспечение достижения наилучшего в определенном смысле слова состояния системы в течение заданного периода времени при заданном предельном уровне затрат

В предыдущем изложении использовалась молчаливая предпосылка, согласно которой цели управления едины для всей системы, прежде всего для субъекта и объекта управления Но это — идеальное представление о целях системы и вытекающих из них целях управления Реально же цели субъекта управления не всегда совпадают с целями объекта управления и всей управляемой системы в целом Более того, может наблюдаться противоречивость целевых устремлений внутри как субъекта управления, так и объекта, если они состоят из нескольких лиц, что наиболее типично для экономики Это одна из главных причин несовершенства управления социально-экономическими объектами и процессами, корни которого лежат в несовпадении и противоречивости интересов людей, социальных групп, коллективов, регионов

Наиболее опасны в этом отношении расхождения целей управляющих и управляемых, прикрываемые демагогическими заверениями первых о том, что они действуют в интересах вторых Истинные цели управления оказываются при этом завуалированными, скрытыми, управление теряет целевую ориентацию и вместо того, чтобы организовать управляемую систему, ориентировать ее на достижение единых целей, вносит дезорганизацию, приводит к низкой эффективности функционирования, а то и к деструкции, банкротству системы Справедливости ради следует отметить, что и действия управляемых, подчиненных лиц, работников, ориентированные на цели, не соответствующие целям управления всей системой, также приводят к разрушительным для управляемой системы последствиям

Единство, непротиворечивость целей системы, целей управления системой, целей субъекта и объекта управления — решающее условие успешного управления Естественно, что достижение полного соответствия не представляется возможным Но должны существовать гармония интересов, определенный уровень совпадения целевых установок всех участников управляемого процесса, переход за пределы которых недопустим

Цели любой управляемой системы, в которой протекают социально-экономические процессы, существенным образом связаны с потребностями людей и их удовлетворением Любой экономический объект, начиная от малого предприятия и завершая экономикой страны, функционирует, действует во имя удовлетворения потребностей различных групп людей Как известно из экономической науки, потребность — это нужда, необходимость в потреблении, использовании определенного количества товаров и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность, приносящих людям удовлетворение их желаний В конечном счете — именно удовлетворение количественно и качественно видоизменяющихся потребностей людей, всего населения и составляет главную цель экономики, а, следовательно, и управления экономикой

Трудность перехода от этой общей извечной целевой установки управления экономикой к конкретным целям множества управляемых экономических объектов обусловлена огромным многообразием потребностей (в том числе не только конечных, но и промежуточных, производственных), которые каждый управляемый объект удовлетворяет в очень малой толике К тому же экономические объекты в виде предприятий, фирм, предпринимателей, организаций социально-культурной сферы удовлетворяют чаще всего не свои собственные потребности, а нужды Других людей Поэтому обычно трудно гарантировать, что цели и задачи управления тем или иным экономическим объектом направлены на удовлетворение самых острых, наиболее важных для людей, народа потребностей В этом заключена еще одна серьезная проблема целевого управления экономикой.

1.5. О видах, формах, способах управления

В теории и на практике известны многие разновидности управления, различающиеся по самым разным признакам Однако четкая классификация обширной гаммы видов управления пока отсутствует. Даже сами понятия "виды управления", "формы управления", "способы управления", "методы управления", "функции управления" не обрели требуемой четкости и употребляются разными авторами в различном смысле. Понимая сложность классификации, структуризации управления, ограничимся его разделением на более или менее очевидные и достаточно употребляемые виды, классы, группировки, опираясь на самые характерные признаки.

Простейшая схема структуризации управления экономикой, разделение его на отдельные разновидности изображена на рис. 1.4.

Рассмотрим основные виды, разновидности управления, различающиеся между собой по признаку типа или вида субъекта управления.

Индивидуальное, личностное управление характеризуется тем, что бразды правления, права и полномочия сосредоточены у одного лица, именуемого начальником, руководителем. Индивидуальное управление реализует так называемый принцип единоначалия, согласно которому принятие управленческих решений осуществляет и несет за них ответственность одно определенное лицо.

Коллективное управление, руководство имеет место, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, вырабатывающий и принимающий решения сообща, с учетом мнений и предложений участников процесса выработки решений и лиц, входящих в состав органа управления

Международным следует считать управление экономическими объектами и процессами, осуществляемое уполномоченными международными организациями и органами: ассоциациями, агентствами, банками, фондами

Государственное управление, включающее также государственное регулирование экономики, представляет управление экономикой со стороны государства в лице государственных законодательных, исполнительных, правовых органов и возглавляющих их лиц В странах с федеративным устройством к государственным относят также органы управления субъектов Федерации: республик, краев, областей, округов, земель (Германия), штатов (США), кантонов (Швейцария).

Муниципальным называют управление, осуществляемое местными органами власти, именуемое также местным самоуправлением. В качестве субъекта такого управления выступают выборные, назначаемые ими исполнительные органы территориальных образований, городов, районов, поселков, сел, других видов поселений [12].

Ведомственное управление, представляющее обычно часть государственного и муниципального, есть управление со стороны специальных организаций и органов, именуемых ведомствами. Ведомство призвано управлять либо отдельной отраслью экономики, либо определенным видом экономической деятельности. К ведомствам относят министерства, комитеты, управления, службы.

Управление со стороны собственника (собственническое управление), как ясно из названия, означает, что сам собственник объекта осуществляет полностью или частично управление принадлежащим ему на правах владения и распоряжения объектом.

Уполномоченное управление — это реализация функций управления уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками объекта, но получившими полномочия на управление в соответствии с законом или на основании прямых решений собственника по контракту, договору найма Уполномоченное управление очень широко распространено в экономике, типично для менеджмента, в котором субъектом управления становится наемный управляющий. К уполномоченному относится и доверительное, трастовое управление, при котором субъект управления передает управление объектом на определенных условиях Другому субъекту.

Перейдем к классификации видов управления по признакам типа объекта управления. Согласно такой классификации виды управления различаются между собой в зависимости от того, каким именно объектом управляет тот или иной субъект Выше уже шла речь о разделении управления на управление людьми, природой, производственным персоналом, техникой и технологией Теперь сконцентрируем внимание на выделении характерных видов управления экономикой, отличающихся экономической природой управляемого объекта

Интеграция хозяйств разных стран в единое мировое хозяйство позволяет говорить об управлении мировой экономикой, то есть экономическими объектами и процессами, в которых участвуют несколько стран или все страны мира

С позиций макроэкономического подхода важно выделить, обозначить управление экономикой, хозяйством страны, объединяющее всю совокупность управляющих воздействий на социально-экономические объекты и процессы, протекающие в стране, и придающее этим воздействиям форму единой целостной экономической стратегии.

Управление экономикой в масштабе страны подразделяется на отдельные виды, называемые управлением сферами экономики, отраслями хозяйства, направлениями экономической деятельности Так, принято выделять управление производственной и социально-культурной сферой, обращением и потреблением товаров и услуг. Типичным является еще более детальное и четкое разделение управления экономикой на управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, образованием, наукой, культурой и другими отраслями хозяйства. Правомерно выделить и такой специфический вид, как управление управлением, то есть управление деятельностью отрасли управления, распространяющееся первостепенным образом на совершенствование форм, методов, организации, средств управления. Что же касается управления направлениями экономической деятельности, то к ним относят, например, управление финансами, кредитом, инвестициями, внешнеэкономической деятельностью, качеством продукции, охраной окружающей среды.

Важным объектом управления является экономика территории, то есть хозяйство, расположенное на отдельной территории или относящееся к этой территории. Соответственно в составе управления экономикой выделяется такой вид, как территориальное (региональное) управление.

Достаточно самостоятельное место занимает в общей системе управления экономикой управление недвижимостью, то есть землей и прикрепленными к ней объектами в виде зданий, сооружений.

Самым распространенным видом управления, выделяемым по признаку типа объекта, несомненно является управление предприятиями, компаниями, фирмами, хозяйственными обществами Оно составляет основу менеджмента, конкретную форму управления производством, распределением, обменом продукции, а также управления отраслями экономики

Несколько обособленным образом в ряду видов управления, выделяемых по признаку объекта, стоит управление индивидуальным предпринимательством и домашним хозяйством.

Перейдем к структуризации видов управления, различаемых по типам управляющих воздействий субъектов на объекты. Ранее упоминалась возможность деления управления на внутреннее и внешнее в зависимости от того, формируются ли управляющие воздействия внутри управляемой системы или вне ее Правомерно также разделять управление на централизованное, когда глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления, и децентрализованное, при котором значительное количество управляющих воздействий, касающихся данного объекта, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления

В теории управления принято также различать три способа управления, именуемые иногда методами управления. Различия между этими способами, методами управления состоят в различных подходах к формированию и в отличающихся форме и содержании управляющих воздействий.

Организационно-распорядительное управление, которое часто называют административным, командным, основано на принудительном исполнении управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов, распоряжений. Логика этого метода управления выражается простой формулой "приказ начальника — закон для подчиненного".

Экономический, стимульный метод управления основан на побуждении экономических интересов тех людей, которые представляют собой объект управления. Управляющие воздействия, исходящие от субъекта управления, порождают заинтересованность объекта управления в их использовании, так как при этом вступают в действие такие стимулы-побудители, как заработная плата, премии, льготы, смягчение ограничений, создание более выгодных условий работы, деятельности, продвижение по службе и ряд других.

Социально-психологическое управление характеризуется использованием методов убеждения, морального и нравственного воздействия субъекта управления на трудовые коллективы, работников. Основным средством этого вида управления служит влияние на экономическую психологию работников, являющуюся частью их кодекса чести и морали. Субъект управления взывает в этом случае к совести как основному побудительному мотиву качественного, эффективного труда

Методы управления взаимосвязаны со стилем управления. Стиль руководства — это устойчивые доминирующие формы управленческих отношений между руководителями и подчиненными им исполнителями, работниками, проявляющиеся в управлении их деятельностью.

Авторитарный стиль воплощает в себе единоначалие, командное управление, при котором руководитель ставит выше всего собственное мнение и личную волю, пренебрегая мнением других лиц, принимая решения по своему усмотрению.

Демократический стиль, наоборот, опирается на коллективное обсуждение и принятие управленческих решений с учетом всего спектра мнений, суждений, проявляющихся при подготовке решений

Близкий к демократическому либеральный стиль исходит из необходимости использования "мягких" управленческих воздействий, не вызывающих негативных реакций, раздражения исполнителей Такой стиль обычно применяется при управлении высоко интеллектуальными работниками, крупными специалистами своего дела, понимающими в нем не меньше, а иногда и больше, чем руководитель.

Структуризация управления по функциям заключается в разделении процесса управления на отдельные этапы, виды деятельности, представленные и характеризуемые функциями, реализуемыми при осуществлении этого вида управления. Отдельные из этих функций могут быть целевыми, то есть воплощать в себе цели управления.

В теории управления отсутствует четкое деление управления на однозначно установленную совокупность его функций, однако круг этих функций более или менее обозначен. Приведем самое общее определение и описание распространенных функций управления экономикой.

Экономический анализ — это изучение, исследование имевших место в прошлом и продолжающихся социально-экономических процессов, условий их протекания, полученных результатов, проявившихся тенденций, возникших проблем. Такой анализ должен предшествовать выработке управленческих решений, управляющих воздействий и способствовать их обоснованию

Прогнозирование представляет собой научное предвидение будущих ситуаций, построение гипотез, сценариев, моделей протекания социально-экономических процессов и влияющих на них условий. Прогнозы служат инструментом оценки возможных результатов и последствий принимаемых управленческих решений

Планирование есть установление будущего состояния управляемого экономического объекта (системы), путей и способов достижения этого состояния и необходимых для этого ресурсов. Планирование представляет неотъемлемую часть и функцию управления, присущую в том или ином виде любой управляемой экономике. Одной из распространенных форм планирования является экономическое программирование, то есть разработка комплексных программ и проектов, посредством которых реализуется управление решением социально-экономических и научно-технических проблем, управление инвестициями и инновациями

Организация — центральная функция управления, которую иногда отождествляют с управлением в целом, что нельзя признать правомерным. Сущность организации состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий группы людей, работников, осуществляющих совместную деятельность. Организацию называют также координацией, такое название больше соответствует смыслу организации как функции управления. С организацией связана близкая ей, родственная функция формирования организационных структур управления, характеризующих построение, структуру, принципы создания, функционирования, управления предприятиями, учреждениями, организациями. Организация, координация экономических процессов распространяет свое действие и на их оперативное регулирование.

Мотивация (стимулирование) есть функция управления, сопутствующая организации и заключающаяся в материальном и моральном поощрении работников, трудовых коллективов с целью повышения результативности их деятельности.

Учет—это документальная фиксация материального и финансового состояния объекта управления, ресурсов объекта, материальных ценностей, денежных средств, собственных долгов и подлежащих возврату чужих долгов.

Контроль представляет активное слежение за исполнением принятых управленческих решений, управляющих воздействий, а также за соблюдением законов, правил, норм экономического поведения, хозяйственной деятельности. Контроль реализует обратную связь в управлении.

Оперативное регулирование есть текущее, практически непрерывное воздействие субъекта управления на объект, обусловленное возникновением ситуаций, внешних условий, которые не были учтены в прогнозах, планах, программах.

Соединение перечисленных функций управления воедино приводит к образованию так называемого хозяйственного механизма управления или просто хозяйственного механизма. Механизм, понимаемый как совокупность функций управления, вместе с реализующим их аппаратом управления, то есть службами управления и их работниками, образуют систему управления экономическими объектами.

Рассмотренные выше виды, способы, формы, функции управления, элементы систем управления экономикой обрисованы в самом общем виде, терминологически. Более детальное их описание, раскрытие их роли, значения, проявления в конкретных процессах управления есть предмет последующего изложения.

Статьи других авторов
На главную

Добавить рекламное объявление
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz