Оглавление |
Отношение к собственности в социосистемах
разных формаций
Условия
формирования коммунистических общин. Свободная
самоорганизация социосистем возможна и в
границах устойчиво функционирующего
государства. Так, например, формировались
коммунистические общины в различных странах. На
сходных принципах функционируют религиозные
общины.
Для примера рассмотрим
описанные Ф. Энгельсом в 1844 г. функциональные
отношения в сектах шейкеров, общинах “Новая
Гармония”, “Экономия”, существовавших в
Америке; принципы устройства колонии
“Гармония”, созданной Робертом Оуэном в Англии
и др. Приведем описание принципов организации и
функционирования американской общины-колонии
раппистов:
Ф.Энгельс отмечает, что
“нравственное воспитание сводится к применению
одного правила: не делай другим того, чего ты не
хочешь, чтобы другие делали тебе, следовательно,
к проведению полного равенства и братской
любви” ( Маркс, Энгельс, Ленин, 1988. – Т. 1. - С. 88-103).
В дополнение данной
характеристики коммунистических общин можно
привести выдержки из Эльберфельдской речи Ф.
Энгельса: “Мы все трудимся, преследуя только
свою собственную выгоду, не заботясь о благе
других, а между тем это ведь очевидная, сама собой
понятная истина, что интерес, благо, счастье
каждого в отдельности неразрывно связаны с
благом остальных людей. Мы все должны
согласиться
Отрицательные качества коммунистической социосистемы: | |
1. | Любые другие принципы организации государства ею отрицаются, как ошибочные, противоречащие основам теории. Таким образом, течение социально-экономических процессов жестко ограничивается. Следовательно, как бы предполагается возможность запрета одного из основных законов диалектики – закона борьбы противоположностей. Кроме того, не учитывается, что действие взаимного отрицания, определяющего развитие целостных систем, возможно только в отношениях систем одного ранга (система низшего ранга не может отрицать систему более высокого ранга). Борьба противоположностей переходит на отношения двух одноранговых систем: коммунистической и капиталистической. Однако в случае осуществеления коммунистической формы организации государства, социально-экономическое и политическое развитие должно осуществляться за счет разрешения внутренних противоречий. А это возможно, если в государстве имеется право на существование и развитие различных идей общественного развития: социально-экономическая система “государство” развивается, если в нем есть условия свободного сосуществования конкурирующих политических течений – одноранговых партий, научно обоснованно отрицающих друг друга в борьбе за власть. |
2. | Вышеизложенные условия организации государства предполагают необходимость формирования мелкоступенчатой иерархической власти контролирующих органов. Причем, что особенно важно, власть самоорганизуется в социальные слои различных соподчиненных уровней, объединяемых идейно и законом (юридически) в класс политических тружеников. В то же время классы сами консолидироваться в социальный слой не могут, и не только в силу запрета, а еще потому, что классы разделяются на множество ячеек по производственному принципу, каждая из которых возглавляется специально формируемым командным органом. Для эффективности работы командных органов в партийные организации объединяется (опять же по производственному признаку) часть наиболее активных трудящихся, контролирующих работу и поведение остальной части трудящихся и неработающего населения. И именно этот слой (командная система, властные структуры) получает право управления общественной собственностью, распределения ее по своему усмотрению. |
Таким образом, общественная собственность не теряет своего классового характера. Трудящийся оказывается отчужденным от результатов своего труда, и теряется стимул к эффективности труда. Общественная же собственность, в конечном счете, приобретает иные качества – она становится ничейной как по отношению к ней управляющих государственных органов, так и трудящихся. | |
3. | По изложенным выше причинам государство превращается в военную организацию, функционирующую на принципах армейского устава; принципы демократического централизма подавляются, разрушаются и перестают действовать; каждый член общества должен как можно точнее выполнять поступающие от руководства команды, вне зависимости от того, являются ли они разумными и общественно важными. Такое государство теряет способность к саморазвитию, самосовершенствованию и неминуемо разрушается. |
4. | В условиях строгого ограничения развития социосистем объективно действующие законы самоорганизации проявляются в своеобразной форме. |
В зависимости от того, насколько позволяют условия, происходит самоорганизация нелегальных политических партий, имеющих целью изменение политического строя; могут формироваться различные мафиозные структуры, воровские коллективы и пр. | |
Получает развитие ограниченная и направленная к некоей цели самоорганизация, которую на некоторых временных интервалах и в социально-экономических пределах можно отнести к типу свободной. Например, могут свободно самоформироваться и развиваться творческие коллективы, чья деятельность направлена на претворение в жизнь решений командных органов; может “свободно” развиваться искусство, восхваляющее достижения диктатора, всей политической системы (явление вполне естественное, тем более что, несомненно, всегда есть люди, которые искренне верят в благие деяния диктатора). Но приходит новый диктатор, и наступает новое ограничение. С приходом нового диктатора получает развитие процесс критического осмысления происходящего. Собственно, с этого и начинается деградация диктатуры. | |
5. | В командной системе получает закономерное развитие автаркия власти – она все более отдаляется от народа, замыкается в своих меркантильных интересах, решаемых через государство. |
Однако, при всех
недостатках, в коммунистическом обществе
существует мощный потенциал развития
нравственности в различных формах ее проявления.
Во-первых, истоки нравственности заложены в
общественной собственности на ресурсы и
некоторые средства производства и в
обобществлении труда; в общественном
производстве каждый должен трудиться для
коллектива (общества) так же, как для себя. В
коллективе, формирующемся в соответствии с этим
правилом, получает развитие совесть, чувство
стыда за плохо выполненную работу,
недисциплинированное поведение и пр., являющиеся
критерием нравственности.
Во-вторых, на контрасте
безнравственных отношений в структурах власти и
нравственных – в производственных структурах у
трудящихся развивается чувство стыда и
ответственности за свою власть, за наивность
вождей, за их аморальность, т.е. формируется также
определенная форма нравственности.
Нравственные отношения
развиваются в основном в слое подчиненных
исполнителей (в среде рабочих, крестьян,
интеллигенции), но не в командном. Здесь,
наоборот, нравственные отношения с течением
времени разрушаются и заменяются отношениями
прислужничества, подхалимажа, ради достижения
своих целей – продвижения по служебной лестнице,
получения дополнительных льгот, материального
поощрения и пр. Эти отношения сочетаются с
подсиживанием, так что в любой момент “друг”
становится “врагом” и наоборот.
Пример. В 70-80-х гг.
получило развитие упорное нежелание вступать в
КПСС передовых рабочих, интеллигенции,
принципиально, с позиций требования устава КПСС,
оценивавших социально-экономическую,
политическую и нравственную ситуацию на своих
предприятиях и в целом по стране. Свое нежелание
они обычно объясняли так: “Я не хочу находиться в
партии вместе с такими-то, недостойными быть
коммунистами, но занимающими руководящие посты.
Мне стыдно за них”.
Однако в то же время
нравственные отношения стали вырождаться и в
нижних слоях общества. Так, к ресурсам и
средствам производства стали относиться как к
“ничейным”, что послужило причиной развития
воровства (воров называли “несунами” и строго
не наказывали), стало исчезать чувство
бережливости, экономного расходования ресурсов,
материалов и пр.
Положительно отличает
коммунистическое общество и то, что
устанавливаемая им власть призвана служить
народу. К сожалению, множество недостатков
организации власти и формирования властных
структур вели к постепенному искажению
коммунистических принципов и отдалению власти
от народа, развивалась автаркия власти.
Самоорганизация
паразитических социосистем
Оглавление |