Оглавление |
Социально-экономическая система, как и целостные
самоорганизующиеся системы других генетических
видов, представляет собой функционально
упорядоченное единство составляющих ее систем. В
структуре социально-экономической системы
“государство” выделяются главные, базисные ее
части, определяющие “лицо” государства,
особенности его функционирования и развития. Это
инвариантные, медленно меняющиеся или
длительное время не изменяющиеся части
структуры системы.
В инвариант структуры
государственной системы входят три его
составляющие: идеологическая система,
социально-экономическая система базовых
отраслей экономики,
административно-территориальная система.
Наивысшей по рангу
составляющей инварианта структуры является идеологическая
абстрактная система (рис.15, блок 1). Если она
разрушается и заменяется иной, то разрушается и
заменяется другим весь инвариант структуры
государства. Идея представляет собой
абстрактную самоорганизующуюся систему. Идея
общегосударственного социально-экономического
развития создает теоретически возможный образ
будущей структуры функциональных отношений в
государстве, определяющий желаемое для большей
части народа направленное целесообразное
развитие. Идея, таким образом, объединяет в
себе некую цель государственного развития и пути
достижения ее, организацию
социально-экономического процесса,
предполагающего движение к этой цели.
Естественно, что идеи общегосударственного
развития могут быть утопическими, внешне
красивыми, но внутренне состоящими из
неразрешимых противоречий. Их необходимо
отличать от идей, основанных на анализе реально
существующих условий и учитывающих
их изменения, позволяющих прогнозировать с
достаточной точностью аттрактивные цели
развития общества. Такая идея и организованная
под нее государственная структура играют
определяющую роль в развитии страны.
Идея государственного
развития объединяет народ в устойчивую
целостность, дает ей веру в будущее и силы для
движения к нему. Разрушение идеи неминуемо
предполагает деградационные процессы и развитие
хаоса. Разрушение идеи государственного
развития осуществляется под воздействием
других, в том числе и чуждых стране идей, что и
наблюдается в настоящее время в России.
Прогрессивная идея
государственного развития должна инициировать
развитие и расширенное воспроизводство
нравственности. Нравственные отношения есть
производное самой системы, результат действия
принципов ее функционирования, которые
безусловно предполагают их развитие и
воспроизводство. Значит, в таком государстве
должны действовать конституционно закрепленные,
законодательно поддерживаемые положения,
предполагающие развитие высоконравственных
отношений и демпфирующие развитие алчности.
Однако какими бы сильными и действенными законы
ни были, не вводя в систему функциональных
отношений принцип равного вознаграждения за
равный труд, добиться высокой нравственности
невозможно.
Рис. 15. Инвариант
структуры функциональных отношений российского
государства.
Принцип равной оплаты за
равный труд является источником высокой
производительности труда и социальной
устойчивости. Более того, этот принцип есть мера
уровня развитости нравственных отношений и
самая исчерпывающая интегральная
характеристика государства как правового,
социально справедливого общества. Поэтому, решая
проблему высокоэффективной организации
государства, необходимо, чтобы структура
функциональных отношений предполагала
жизненную реализацию данного принципа.
Труд, его интенсивность и
эффективность поддаются научно обоснованной
оценке, например по энергетическим затратам на
единицу произведенной общественно полезной
продукции, по количеству и качеству продукции и
другим характеристикам. Механизм,
предполагающий рост производительности труда,
рост валового общественного продукта, улучшение
жизненных условий населения и пр., заключается в
поддержании законодательными актами и нормами
стремления к достижению заданного состояния
(обоснованных целей и планов), движение к
которому предполагает сближение текущих
выходных характеристик СЭС с заданными.
В настоящее время
инвариант структуры идеологической системы в
России еще не сформировался. В борьбе находятся
две идеи общегосударственного развития: идея,
направленная на удовлетворение потребностей
трудящихся методом тоталитарного планирования
социально-экономических процессов и управления
ими на принципах армейского устава; и идея
рыночной саморегуляции социально-экономических
процессов с организацией
буржуазно-демократического государства. Обе
идеи не соответствуют прогрессивному
направлению развития цивилизации и этосу
российского народа.
Этим определяется
сложность современной социально-экономической
ситуации в России. Россия оказалась в идейном
тупике: развиваться по модели западной рыночной
организации социально-экономических отношений -
значит, неминуемо превратиться в сырьевой
придаток капиталистической супердержавы (стран
“семерки”), что жизненно важно и крайне
желательно для нее; вернуться к тоталитарным
методам планирования в современных условиях
невозможно и, разумеется, нежелательно.
России необходима новая
идея, формирующаяся как инвариант структуры
функциональных отношений государства, имеющая
основой теоретическое обобщение опыта
социально-экономического и политического
развития страны в последние 80 лет, анализ ее
истории и выявление закономерных, направленных
тенденций развития; анализ и обобщение
современных тенденций развития общемировых
социально-экономических, политических и
экологических процессов. Этим требованиям
отвечает идея ноократии как высшей формы
демократии. Идея общегосударственного развития
не должна быть застывшей. Необходимо постоянное
ее совершенствование, но недопустимо ее
быстрое разрушение и замена другой, особенно
чуждой идеей, не отвечающей интересам
государства и этосу народа.
В инварианте структуры
базовых отраслей экономики (рис. 15, блок 3) можно
выделить 6 систем: базовые отрасли
промышленности (БОП); базовые отрасли сельского
хозяйства (С/Х); системы транспортных и
информационных коммуникаций (ТИК); системы
базовых направлений развития науки, образования
и культуры (НОК); системы здравоохранения (З/О) и
системы экологической среды, включая все
природные ресурсы (ЭКОС).
Данный блок социальных
эколого-экономических систем образует
инвариантную структуру взаимосвязей, основанных
на принципах “спрос - предложение - выход”
(на рис. 15 направление стрелки к системе
характеризует спрос - F-поток, от нее -
предложение, D-поток). Ее отличительной
особенностью является то, что изменение
направления связей недопустимо, так как
изменение несущих функций любой из них ведет к
изменению функций всей системы, а разрушение
структуры равнозначно разрушению государства.
Структура функциональных отношений основана на
том, что любая из шести СЭС “предлагает”
остальным производимую ею продукцию (т.е.
вещества и энергию) и информацию и получает
(“просит”) от них объективно необходимую ей, а
вместе они формируют
производственно-экономический базис
государства - его инвариант.
В основе
социально-экономических отношений
рассматриваемого блока систем лежит
взаимозависимость между предложением, спросом и
выходными характеристиками составляющих ее
подсистем. Цена при этом определяющей роли не
играет и не может играть, ибо она отражает не
столько вложенный в товар труд (суммарные
затраты энергии, вещества, информации), сколько
конъюнктуру рынка и алчность (предложить как
можно больше товара, пока растет цена, и накопить
денег, чтобы потом купить как можно больше, когда
цена на товар снизится. Причем и предлагается, и
спрашивается, чтобы стать богаче, заложить
основу приумножения богатства в будущем).
Применительно к инварианту структуры базовых
отраслей российского государства на нынешнем
этапе вопрос о цене должен решаться так: не
самое важное, сколько будет стоить производство
того или иного вида продукции и каковы спрос и
цена на нее на внешнем рынке; важно, что
производством ее определяется
самостоятельность и независимость развития
государства.
В инвариантной части
структуры России не могут действовать рыночные
отношения, и не ввиду каких-либо идеологических
соображений, а в силу природных особенностей и
исторического развития российского государства,
потому что, например, нельзя построить несколько
конкурирующих между собой транссибирских
железнодорожных магистралей, множество
металлургических комплексов, заводов
общенационального значения (космической и
оборонной техники), несколько академий и пр., в
которых движущей силой была бы прибыль. А
организация здравоохранения и общего
образования на основе прибыли неизбежно ведет к
деградации нравственности. Поэтому здесь
безраздельно должен господствовать принцип
“оплаты по труду”.
Графически
закономерности соотношения “спрос -
предложение” в зависимости от выходных
характеристик, например, от валового
общественного продукта, показаны на рис. 16.
Равенство между спросом и предложением
устанавливается не потому, что устанавливается
равновесная цена, а потому, что спрос насыщается
(разница между спросом и предложением
приближается к нулю) или иссякает ресурс,
необходимый для производства требуемого
количества “предложения”. В этом случае, при С=П,
спрос оказывается ненасыщенным
(неудовлетворенным).
При данной системе
взаимоотношений, с ростом ВОП и других
показателей, растут суммарное предложение и
обусловливаемый им суммарный спрос, что вполне
естественно, так как их разнообразие и
количество определяются валовым общественным
продуктом, богатством страны или СЭС более
низкого ранга. И всякий раз предложение и спрос
стремятся к равенству, определяемому им пределу,
который формируется в связи с иссяканием
ресурсов, исчерпанием технологических
возможностей и пр. Таким образом, ВОПо, ВОП1, ВОПn - это промежуточные пределы роста
валового общественного продукта, а по существу -
промежуточные аттракторы, т.к. к ним процесс
направлен объективно.
В инварианте структуры
государства определенную функцию несут и деньги.
Прежде всего они выступают мерой вложенного
труда в произведенную продукцию. В меньшей
мере они определяют конъюнктуру рынка. Деньги
служат в качестве документа, по которому
осуществляется распределение вознаграждения по
принципу оплаты по труду: их больше у тех, кто
эффективнее работает, за исключением случаев
воровства. В либеральной (свободной рыночной)
социально-экономической системе их можно
иметь за счет особой, опосредованной формы
воровства; так, коммерческие банки представляют
собой не что иное, как паразитические структуры;
или удачная торговая сделка: продав товар по
завышенной цене (т.е. обманув), один из партнеров
получает прибыль (получает деньги за невложенный
им труд); а для другого сделка оказывается
удачной, например, при установлении монополии на
производство товара.
Рис. 16. Зависимость
предложения (П) и спроса (С) от выходных
характеристик системы. По,
П1, Пn - изменяющееся с
насыщением по логистическому закону предложение
новых товаров; Со, С1, Сn - соответствующие
изменения спроса; ВОПо,ВОП1, ВОПn - промежуточные пределы
роста валового общественного продукта.
В СССР вся
социально-экономическая система с самого начала
формировалась на принципах инвариантных
отношений. Такой подход на определенном этапе
развития страны был оптимальным, особенно в
период подготовки к войне, во время войны и
восстановления разрушенного войной хозяйства.
Затем необходим был ввод в действие и
либерального блока рыночных
социально-экономических отношений (см. рис. 15,
блок 4). К сожалению, этого не произошло.
В базовой структуре
модели особое место занимает система ЭКОС.
Принцип функционирования данной структуры
состоит в том, что каждая составляющая ее часть
(подсистема) стремится предложить (отдать) другим
как можно меньше, а получить больше или в
пределах необходимого. И только у ЭКОС
практически безвозвратно забираются вещества и
энергия. Все вещества и энергия, предлагаемые
взаимодействующими с ней системами, в основном
не соответствуют тому, что она “просит”. Но все,
что предлагает ЭКОС, объективно необходимо всей
системе. Иначе говоря, система существует за счет эксплуатации ЭКОС, уменьшая ее
продуктивность, размеры.
Как видно из схемы,
возрастание выходных характеристик возможно за
счет роста эксплуатации ЭКОС, включая и
увеличение производительности каждой из
подсистем. И только за счет этого могут
возрастать и предложение, и спрос. Вообще говоря,
алчные безнравственные отношения являются
имманентным свойством социально-экономических
систем и составляющих их индивидуумов. ЭКОС же (природа-мать)
по существу своих функций, по крайней мере в
границах планеты Земля, обладает
имманентно присущей ей удивительной
целесообразностью организации структуры
функциональных отношений. ЭКОС, безропотно
позволяя растрачивать себя, наказать
человечество может только своей “болезнью и
смертью”. И именно это его фундаментальное
свойство предполагает развитие осознанных
нравственных отношений в человеческом обществе,
а также между социально-экономическими
системами и экологическими. Отсюда, крайне
необходим переход к организации социальных
эколого-экономических систем.
Социально-экономическая
структура порождена системой ЭКОС и в ее лоне
выросла. Кажется, что ЭКОС, как самостоятельная
система, в отсутствие социально-экономических
систем развиваться может, тогда как СЭС без ЭКОС
немедленно разрушится. Следовательно,
экологическая система есть внешнее по отношению
к СЭС, и тогда включение ее в общую социальную
эколого-экономическую систему кажется
ошибочным. Тем не менее, считая, что природа
развивается целесообразно и направленно, можно
констатировать, что и антропогенез есть ее
закономерное явление. И в нынешнем состоянии
Земля - это не просто экосистема, способная
саморазвиваться без человека, а экосистема
антропогенная, а значит, и ЭКОС в ней есть
часть целого, но часть по всем параметрам управляющая.
Главнейшая ее функция - задавать направление
развитию и самой себя, и цивилизации как ее части.
Социально-экономическая система такой
возможностью не обладает, ибо она по существу
своих функций есть производное экосистемы.
Социально-экономическая
система базовых отраслей промышленности (БОП),
кроме функций “спрос-предложение”, обладает
естественной монополией (по географическому
положению, геологическим условиям добычи и
производства и пр.) на производимую продукцию.
При получении права свободного определения цены
производимой продукции и распределения доходов
она приобретает четко выраженную тенденцию к
автаркии и значительную силу обратного влияния
на власть и государство в целом (через
возможность парализации всей структуры).
Социально-экономическая
система транспортно-информационных
коммуникаций (ТИК) - железнодорожный, морской,
воздушный транспорт, телефонно-телеграфная и
телевизионная связи и др., обладает
исключительным правом коммуникационного
обслуживания (нецелесообразно строительство
параллельных транспортных и радиотелеграфных
коммуникаций, их разделение на самостоятельные
части, так как в противном случае это ведет к
неуправляемости и порождает хаос). Понятно, что
привлечение других государств к решению проблем
транспортно-информационных связей недопустимо.
Социально-экономическая
система базовых отраслей сельского хозяйства
(С/Х) обладает монополией на производство
продуктов питания (переход на импорт для России
крайне нежелателен, так как ведет к потере
государственной независимости) и очень мощным
потенциалом обратного определяющего
воздействия на развитие всей структуры. Она
может разрушить инвариантную часть структуры.
Обладает она и наивысшими возможностями, по
сравнению с любыми другими СЭС, для развития
автаркии, превращения в систему, работающую на
себя, и, таким образом, создается тенденция к
превращению страны в преимущественно аграрную.
Особенности
функционирования системы наука,
образование, культура - НОК. “Предложения”
подсистемы (новые технологии, новые идеи и пр.)
обычно внедряются с запаздыванием, и не только по
времени, но и по пространству (по всем частям
структуры); они не всегда являются
овеществленными и непосредственными, тогда как
“спрос” этой системы непрерывен и в течение
времени возрастает (наука, образование и
культура объективно требуют увеличения затрат).
И следовательно, НОК не обладает способностью
немедленного воздействия на государственные
управляющие органы и структуры. Этим и
определяется неравномерность развития систем:
спады (при исчерпании потенциальных
возможностей идей) сменяются ростом
продуктивности систем (при появлении
прогрессивных идей).
В отличие от системы НОК,
лепта, вносимая системой здравоохранение (З/О)
в развитие всей структуры, непосредственная,
прямо отражающаяся на ее состоянии
(продолжительность жизни, успешность борьбы с
болезнями и пр.).
Высший государственный
управляющий орган (рис. 15, блок 2). Основная
функция его состоит в проведении в жизнь некой
идеи общегосударственного развития. Этим
определяются все его управляющие решения. Данная
система всегда стремится к приобретению
исключительных прав. В качестве “предложения” в
функционировании данной системы выступают
управляющие решения, в том числе наделение
дополнительными функциональными правами и
возможностями СЭС (или лишение их), составляющих
инвариантную часть государственной структуры. В
качестве “спроса” выступают выходные
характеристики всей государственной структуры и
результаты функций других систем в отдельности.
Государственная
управляющая система тоже обладает способностью
к автаркии, считая себя основой в структуре
функциональных отношений. На самом деле
функционирование и управление
самоорганизующихся систем, в том числе и
социально-экономических, определяется
инвариантной частью структуры. Власть,
организованная в соответствии с требованиями
принципов самоорганизации, должна быть
самореферентной - ее отношения с выходными
характеристиками государства через обратные
положительные и отрицательные связи должны быть
зарегулированы таким образом, чтобы отсутствие
результатов, определяющих движение к цели,
непременно предполагало изменение власти или ее
замену.
Группа
социально-экономических систем, формируемых для
реализации целей государственного развития.
Сюда входят армия, служба государственной
безопасности, госбанк - социально-экономические
системы, которые существуют (и материально
обеспечиваются) преимущественно за счет
“спроса”, а их материально выраженное
“предложение”, как правило, является
опосредованным.
Армия, наделенная
исключительным правом охранять внешние границы
государства, противостоять внешней военной
угрозе, обладает потенциальной политической
энергией обратного воздействия через
возможность неподчинения власти,
государственного переворота и пр. Поэтому
требуется постоянное поддержание высокого
уровня дисциплины и, что, может быть, еще более
важно, - ее идейной вооруженности,
осуществляющейся через идеологическое
воспитание, которое обеспечивает знание целей
государственного развития и осознанную их
поддержку, чувство патриотизма, осознанную
любовь к Родине, нравственные воинские отношения.
В армии, как в зеркале, отражаются все проблемы и
болезни общества. И если общество нездорово, то и
армия неминуемо деградирует, постепенно
превращаясь в клан высокооплачиваемых
головорезов, состоящих на службе у политической
власти. А такая армия не может защитить
государство. Скорее, наоборот.
Служба государственной
безопасности (СГБ: правовые юридические
службы, суды и пр.), как и армия, не обладает
овеществленным “предложением”. Опосредованно
“предложение” выражается в поддержании
конституционного порядка, дисциплины и, при
хорошей организации, нравственных отношений в
обществе. Таким образом, служба государственной
безопасности предлагает меры правовых
воздействий, предполагающих выполнение правил
социально-экономических и отчасти нравственных
взаимоотношений в обществе, а “спрос”
выражается в закононепослушании граждан (можно
сказать так: данные службы существуют потому, что
есть закононепослушание).
Государственный банк
регулирует денежное обращение в стране по
задаваемым правительством правилам; играет
важную роль в проведении государственной
социально-экономической политики в жизнь.
Функционально его “предложение” выражается в
инвестициях денежных средств в СЭС под проценты
и в пополнении за счет этого бюджета страны.
“Спрос” госбанк осуществляет в виде денежных
вкладов от населения и предприятий. Таким
образом, госбанк может выступать, при
оптимальной организации, в качестве одного из
надежных и мощных средств пополнения бюджета
страны. Материально государственный банк
находится в полной зависимости от государства
(его высшего управляющего органа).
Коммерческие банки
(КБ) сосредоточивая свободные денежные средства,
при отсутствии контроля со стороны государства,
осуществляют параллельное с госбанком и
независимое от них управление денежным
обращением. По существу заложенных принципов
функционирования, КБ быстро превращаются в
паразитическую замкнутую систему финансовой
олигархии с особо высокой степенью развития
алчности. “Добывая” деньги для государства, они
в большей мере добывают их для себя. У данной
структуры “предложение” практически
отсутствует полностью. Она обладает только
функцией “спроса” для себя. В экономически и
нравственно здоровом обществе эта
структура-паразит не имеет ни смысла, ни условий
существования.
Государственный
пенсионный фонд обладает только “спросом”,
однако “спрос” его есть не что иное, как возврат
государственного долга. Сюда же входит и фонд
государственной милостыни, осуществляющий
безвозмездное содержание обездоленных,
безработных, инвалидов с детства и пр.
Функционально он может оказывать влияние на
социальную ситуацию в стране через гражданское
неповиновение.
Выходные характеристики
государственной социально-экономической
системы (рис. 15, блок 5) количественно и
качественно представляются валовым
общественным продуктом (ВОП) - материальными
благами, создаваемыми обществом в единицу
времени; валовым внутренним продуктом (ВВП);
численностью населения и средней
продолжительностью его жизни; степенью развития
нравственности; устойчивостью среды обитания и
функционирования социально-экономических
систем.
Выходные характеристики
обладают двумя ветвями обратной отрицательной
связи, опосредованно и прямо направляющими
развитие социально-экономических процессов к
стабилизации. Обратная отрицательная связь
опосредованного действия связывает выходные
характеристики с экологической системой. Через
ЭКОС они управляют сами собой, т.е. по истечении
некоторого времени численность населения и ВОП
должны стабилизироваться, а затем перейти в
режим динамического равновесия.
Вторая ветвь обратной
отрицательной связи действует через высший
государственный управляющий орган. Однако
действенной эта цепочка связи пока не является,
так как данный орган практически не учитывает (не
воспринимает) выходные характеристики. Но
главное, он не прогнозирует тенденций их
развития и не вырабатывает необходимых
соответствующих управляющих решений. Таким
образом, сейчас в России вторая цепочка обратных
отрицательных связей тоже относится к числу
связей опосредованного действия (постепенного,
незамечаемого накопления демпфирующих факторов,
скачком приводящих отношения в соответствие).
Развитие выходных
характеристик СЭС определяется существованием
двух возможных условий: внешнего
целенаправленного их ограничения
контролируемым органом и свободного,
неконтролируемого развития. Во всех случаях
динамика системы, существенно различаясь по
механизмам, протекает с насыщением, по
логистическому закону.
Ограничения по своей сути
и последствиям могут быть трех родов: а)
спонтанное самоограничение, б) самореферентное
ограничение, в) экологическое самоограничение.
Спонтанное
самоограничение характеризуется тем, что
предел развития СЭС устанавливается
самопроизвольно, в силу установления по
каким-либо причинам равенства спроса и
предложения во взаимодействии большинства СЭС.
Спонтанное самоограничение себя проявляет,
когда вырабатывается ресурс системы, снижается
потенциал движущих сил, заложенный в принципах
ее организации. Подобного типа самоограничение
наблюдалось, например, в СССР в
последние годы его существования:
планировавшийся экономический рост не мог
перейти некоторый самопроизвольно
установившийся предел. Для изменения ситуации
необходимо было создать реальные условия для
роста “предложения” - увеличить
производительность труда.
Самореферентное
ограничение - это ограничение, при котором
предел осознанно устанавливается самой системой
на основе самоанализа социально-экономической
деятельности, прогноза изменения ситуации и пр. В
общегосударственном плане такого рода
самоограничение никогда и нигде не
устанавливалось. Это дело будущего.
Применительно к отдельным СЭС оно наблюдается
часто. Самым показательным примером может
служить осознанное ограничение производства
вооружений, например, ядерных.
Экологическое
самоограничение (ресурсно-экологическое)
проявляет себя тогда, когда предел определяется
запасами полезных ископаемых, особенностями
природных условий (например, при строительстве и
функционировании ГЭС, добыче полезных
ископаемых). Уровень предела развития
обусловливается также загрязнением среды.
* * *
В России в течение 70
лет структура функциональных отношений базовых
отраслей экономики формировалась как единый
мощный инвариант структуры государства,
действующий на принципах
спрос-предложение-выход. Причем деньги
практически представляли собой документ,
свидетельствующий о мере вложенного труда и
количестве произведенной общественно полезной
продукции. В таких условиях инфляция развитие не
получала, и, следовательно, деньги в СССР в их
рыночном понимании, по существу, отсутствовали.
Переводя на рыночные
принципы регулирования инвариант структуры
базовых отраслей экономики и, более того, пытаясь
интегрироваться в мировую рыночную систему, мы
тем самым разрушаем устои российского
государства, подрываем основы целостности и
независимости его. Российские промышленные
предприятия базовых отраслей, т.е. относящиеся к
инварианту, становясь независимыми друг от друга
и тем более совместными с зарубежными фирмами,
разрывают связи “спрос - предложение” внутри
своего государства, и в результате куриные
окорочка и многие другие виды продуктов питания,
тракторы, автомобили, обувь и пр. “выгоднее”
завозить из-за рубежа и “невыгодно” производить
в своей стране.
По этим же причинам
сельскохозяйственные предприятия, потеряв связи
“спрос - предложение” со своими базовыми
отраслями (производство сельхозтехники, средств
химзащиты и удобрений и др.), не получая в
достаточном количестве топлива и не имея
структур сбыта, закономерно переходят в
состояние автаркии и работают преимущественно
на себя, реализуя небольшие излишки для
приобретения товаров первой необходимости.
Таким образом, сельскохозяйственное
производство теряет свойства базовой отрасли
Российского государства (в любой высокоразвитой
стране оно полностью обеспечивает внутренние
потребности государства, а излишки поставляет на
внешний рынок).
Если в инварианте
отношения “спрос - предложение” поставить в
зависимость от свободно формирующейся (рыночной)
цены (не от выходных характеристик) и дать
возможность каждой из входящих в него СЭС
свободно устанавливать связь “спрос -
предложение” с другими
социально-экономическими системами, в том числе
и находящимися в иных государствах, то инвариант
как таковой разрушится.
В настоящее время
развитые западные страны сформировали общий
инвариант. Вначале он формировался на
использовании собственных природных ресурсов, а
затем, с их истощением, пришлось переключаться на
ресурсы других стран. Но делается это по
жизненной необходимости - для своего устойчивого
развития, следуя главным требованиям
рыночной экономики: завтра быть богаче, чем
сегодня.
Могла бы Россия, используя
законы рыночной экономики, укреплять свой
инвариант структуры и благосостояние народа?
Теоретически, да. Для этого необходимо, например,
идти по пути, проделанному Японией: разработать
более совершенные модели автомобилей,
радиоаппаратуры и прочей продукции; построить в
США, Японии, Германии и других странах заводы по
их производству, используя квалифицированные
трудовые ресурсы этих стран, и качать прибыль в
свою страну на благо ее народа. Данное допущение,
будь оно выполнимо хотя бы в небольшой части,
привело бы к серьезному экономическому и
социальному кризису в современном мире, так как
оно неминуемо вело бы к разрушению
государственных устоев развитых стран.
Разумеется, они этого не допустят. Потому-то
периодически США и объявляет экономическую
войну Японии.
Оглавление |