Административно-территориальная система. Функциональные и национальные границы и принципы территориального деления государства
Добавить рекламное объявление
Оглавление

 

Административно-территориальная система. Функциональные и национальные границы и принципы территориального деления государства

        Административно-территориальная система представляет собой третью составляющую инварианта структуры государства.
       Государство формируется и развивается как целостное образование в силу существования целей и идей, их порождающих. Государство, не имеющее идеи и целей развития, предрасположено к распаду, даже если оно мононациональное. Многонациональный же состав государства в этом случае только ускоряет процесс распада, социально обостряет его, так как чаще всего при этом в качестве идей и целей развития выступают национальные и религиозные претензии сообществ. Функции государства состоят в том, чтобы вести объединяемое им сообщество людей различных национальностей к некоторой цели. А цель в процессе самоорганизации социально-экономических систем задана объективно, и альтернативы ей нет. Она состоит в том, чтобы человечество, нравственно и духовно совершенствуясь, двигалось к построению общества, отношения которого с природной средой стремились бы к достижению гармонии (Поздняков, 1992; 1995).
       Вот почему так важно бороться за чистоту идей и ясность целей. Разрушение же их и замена узколокальными националистическими идеями и целями неминуемо приводят к возникновению национального эгоизма, национализма со всеми присущими им пороками общественного развития.
       Границы государств отображают соотношение встречно или противоположно направленных сил различного происхождения (Поздняков, 1995). Например, физическое равенство встречно направленных сил представляет собой вооруженное паритетное противостояние государств (СССР - Запад).
       Неравенство сил (сил идей, сил, порождаемых целями, физическое неравенство) в этом случае приводит к перетеканию одних государств в другие, к разъединению или объединению государств вследствие подчинения идей и целей развития (разрушение СССР и расширение границ влияния США через НАТО).
       Существуют границы государств, отображающие баланс вещества и энергии во встречных потоках (в виде овеществленных, материализованных результатов труда в социально-экономических системах). Такие границы являются динамически равновесными. Неравенство составляющих баланса в этом случае означает эксплуатацию народов и природных ресурсов одних систем различного ранга (и государств) другими.
       Таким образом, границы формируются на основе функциональных отношений социально-экономических систем. Однако существуют и границы-реликты, образовавшиеся ранее в результате сложного взаимодействия различным образом сочетающихся во времени сил, преимущественно отношений наций, религий. По мере развития цивилизованных отношений исторически сложившиеся границы переходят в разряд нефункциональных, не отображающих динамику социально-экономических процессов. В лучшем случае они выполняют функции контроля за прохождением товаров, за передвижением лиц, в худшем - тормозят развитие социально-экономических процессов.
       В бывшем СССР определяющую роль играли границы, основанные на функциональных экономических отношениях, и поэтому территориальные границы республик и областей были условными. Их пространственная конфигурация и ограничиваемая ими площадь принципиального значения в развитии страны не имели. Внешняя же граница СССР отображала равновесие противостоящих сил, а также идей и целей общества.
       Функциональные границы, как правило, взаимопересекаются, что осуществляется через взаимодействующие предприятия, различного рода производственные объединения, банки и пр. Границы в этом случае уже не отображают противостояния сил. Взаимопроникновение границ характеризует устойчивость государства, а в межгосударственных отношениях является признаком объединения государств на основе функциональных отношений. Это явление есть не что иное, как самоорганизующаяся новая (явно прогрессивная) социально-экономическая структура. В условиях свободного экономического развития это вполне закономерный, объективный процесс. Как в естественных природных экосистемах нет четких межвидовых границ, так и здесь наблюдается взаимопроникновение видов (пересечение функциональных границ), что обусловливает видовое разнообразие и вытекающие из него положительные последствия: устойчивость экосистем, саморегуляцию в поддержании порядка, взаимодополняемость видов (симбиоз, синергизм) и пр. В то же время границы семьи, индивида являются резко очерченными пространственно и функционально.
       Границы между нациями в период их становления обусловливались языковыми различиями, несовместимостью религий и некоторых национальных традиций. Тогда границы были функциональными в том отношении, что они отображали равновесное физическое противостояние. С развитием цивилизации эти границы переходили в разряд условных. И сейчас они у государств, образующих идейное единение, в большей мере искусственные, не отвечающие объективно развивающейся структуре функциональных отношений в социально-экономических системах.
       Природа создала людей с равными правами пользования всеми своими благами. Национальности возникали и развивались в силу отображения на психике людей, на их физических способностях территориальных природных особенностей. Национальные различия обусловливались территориальной разобщенностью и информационной изолированностью народов. Именно по этим причинам народы одной и той же национальности, территориально разобщаясь, в зависимости от конкретных природных условий, приобретают некоторые физиономические особенности, отличительные черты культуры, языка, культовых и народных традиций. В рзультате формируются различные этосы. Так, русские европейского Севера отличаются от русских центральной России в такой же степени, в какой русские отличаются от белорусов. Все наши области, республики национально гетерогенны. Начала национальной гетерогенности, сколько бы мы ни углублялись в историю, найти нельзя. Любая республика или область многонациональны, и во всех случаях это Союз Народов.
       Рассматривая тенденции развития межнациональных отношений, можно утверждать, что тезис - “все нации имеют право на самоопределение” - антинаучен, вреден, даже не гуманен. В основании этого права лежит так называемая “национальная гордость”, которая в конечном счете несет в себе деление народов по расовой принадлежности, религиозным убеждениям. Это путь к худшим формам проявления национализма. Рано или поздно реализация данного права ведет к извращению и экономических законов.
       Государства, образовавшиеся по национальному признаку и существующие до сего времени, являются реликтами исторических этапов эволюции человеческого общества. В настоящее время и они постепенно трансформируются в многонациональные государства, примером чему является формирующийся союз западноевропейских государств.
       Образование государств по национальному признаку на территории бывшего СССР - это возврат в прошлое, безнадежная попытка втиснуть новое (современное) содержание в старую форму, совершенно не соответствующую ни мировым закономерным тенденциям социально-экономического развития, ни внутри,- ни межгосударственным функциональным отношениям. Это явление противоречит объективной направленности социально-экономического процесса на деградацию границ в их обычном, сложившемся понимании, на взаимопроникновение наций. Образование государств по национальному признаку возбуждает и инициирует развитие низменных национальных чувств, которые порождают процессы переселения людей, недоверие друг к другу.
       Действия современных политических лидеров вывели взаимоотношения наций на путь развития ксенофобии, разделения единого государства на части по национальным признакам, в результате чего произошло выделение из состава СССР республик в качестве самостоятельных государств. Этим была предопределена логика последующих событий - самопроизвольно сформировались тенденции к разделению России. В самом деле, почему должны принижаться права татарского или башкирского народов, народа какой-либо другой нации, если молдаване или казахи и киргизы могут образоваться в самостоятельное государство. В складывающейся ситуации в самом неблагоприятном положении оказался русский народ, который практически весь стал народом, живущим на чужой территории. И это только начало. Вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем, когда придут к власти новые политические лидеры и сформируются партии по национальному признаку, начнется длительный и чрезвычайно болезненный процесс пересмотра и ревизии границ, территориальных притязаний наций друг к другу. Мы обрекаем своих детей и внуков пожинать плоды политической близорукости. Возможно, на новом витке спирали исторического развития нашим внукам и правнукам придется отражать нашествия, подобные нашествиям Чингис-Хана, Батыя, Мамая; борясь за Россию, они вынуждены будут повторить походы Ермака, преобразования Ивана Грозного, Петра, бороться против территориальных притязаний Запада и т.д. Наивно полагать, что и будущие государственные деятели согласятся считать, например, Крым не являющейся исконно российской территорией.
       Государство - целостная самоорганизующаяся система, структура которой определяется строгими функциональными отношениями между составляющими это государство частями. В их качестве должны выступать территориальные социально-экономические единицы, наделенные, независимо от населяющих их народов, равными управляющими функциями. Отсюда следует, что разделение государства по национальным признакам есть не
только незакономерный, архаичный процесс, не соответствующий общественным тенденциям развития, но и не отвечающий объективно действующим принципам самоорганизации СЭС и потому ведущий к их деградации. Деградация может проявляться медленно, в историческом масштабе времени, и потому может быть незаметна в текущие моменты. В связи с этим политическим национальным деятелям, иногда и народам, может казаться, что формирование государства на основе национальных признаков и есть наиболее оптимальный вариант организации государственной целостности и прогрессивного экономического развития. Однако функции государства, определяемые по национальным признакам, не совпадают с внутренними экономическими функциями инварианта и функциями межгосударственных отношений. Не существует законов природы, законов экономики и законов отношений общества с природой, определяемых национальными особенностями. Для природы, Земли в целом не важно, какой национальности человек взаимодействует с ней. Важно, в чем это взаимодействие заключается и гармонично ли оно, не нарушает ли оно равновесия природной среды.
       Исходя из данных положений, формирование территориальной структуры Российского государства, базируясь на демократических принципах и законах самоорганизации, предполагающих одновременное развитие различных форм собственности, рыночных и централизованных плановых отношений между ними, должно осуществляться путем деления его (государства) на равноправные области (республики, губернии, штаты). Все области России должны иметь одинаковые политические и экономические права, равные республиканским.
       Не надо проявлять осторожность в предоставлении равных социально-экономических и политических прав всем составляющим Россию одноранговым административно-территориальным единицам. Для республик, областей, краев и различного уровня национальных автономных образований характерны одни и те же проблемы. Развитие национальной культуры и образования, языка и искусства, сохранение народных традиций, не говоря уж о социально-экономических проблемах, имеют одинаково весомую важность и для областей и краев, и для республик, образовавшихся по национальному признаку.
       Если взаимодействие между административно-территориальными единицами осуществляется на основе функциональных отношений, то при любых различиях: языковых, национальных культур и народных традиций, - объективной необходимостью выступает единый для всех язык - язык, наиболее богатый по возможностям выразительных средств, на котором говорит большая часть народа страны. Этот язык и становится государственным, который забирает из других языков лучшее и необходимое для развития всего государства, как единой всенародной семьи. Независимо от нашего желания появление единого государственного языка предполагает постепенное стирание граней национальных различий и народных традиций. Процесс этот имеет свое характерное время развития, большее по протяженности, чем длительность жизни нескольких поколений. Однако характерное время интеграции языков и культуры в общенародную культуру целостного государства (в этос народа), с развитием промышленности, и особенно с расширением возможностей средств информационных связей, сокращается. Этот процесс проявил себя при формировании государств в Америке. Особенно показательным в этом отношении являются Западная Европа, трансформирующаяся в новую надгосударственную структуру, и совсем не по национальным признакам, а по функциональным. При этом национальный язык, культура и народные традиции сохраняются, но как возможность общения в семье, быту, в искусстве, в праздники, как их украшение, как необходимое жизненное разнообразие. И в то же время производственная (функциональная) культура общения все более сближает народы Земли. Можно полагать, что языки и культура являются сингулярными, они вышли из единого центра, положившего начало человеческой цивилизации, и движутся в своем развитии к новой сингулярности, как к аттрактивной цели, подтверждая этой закономерностью, что все мы братья по крови, происхождению
и месту рождения.
       Данные положения, конечно же, не означают, что предоставление равных прав автономным республикам и областям предполагает отмену национальных и языковых различий. Мы только говорим о закономерных тенденциях, происходящих самопроизвольно по законам самоорганизации. Торопить этот процесс политическими решениями недопустимо.
       Объединение равноправных административно-территориальных единиц в общегосударственную структуру на основе функциональных отношений, а также идей и целей развития сообщества, при всей его национально-языковой гетерогенности, будет препятствовать распаду России. Тем более, что единство государства должно фиксироваться законодательно и конституционно оформленным запрещением на выделение административно-территориальных единиц в качестве самостоятельных государств.

 

Оглавление

Статьи других авторов

На главную

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz