Возможный механизм повышения производительности труда и роста производства
Добавить рекламное объявление
Оглавление

 

Возможный механизм повышения производительности труда и роста производства

        Социально-экономические процессы в России сейчас можно охарактеризовать как развивающиеся в замкнутом круге с неизвестным по времени и по месту выходом из него на спираль: предприятия потенциально могут выпускать необходимую обществу продукцию, но для этого нет денежных и оборотных средств; поэтому одни не могут начать производство, а другие не могут купить произведенное. Теперь, когда, наконец, стало ясно, что надежды на иностранные инвестиции есть не что иное, как иллюзия, в российских политических кругах обсуждается вопрос: допустима ли сейчас, после сведения инфляции к минимуму, эмиссия? Одни совершенно правильно утверждают, что эмиссия в условиях падения производства - это выход на новый виток инфляции; другие полагают, что инфляция - явление закономерное и коль другого выхода нет, то следует осуществлять под строгим контролем выпуск дополнительных денег и ценных бумаг, и, может быть, за счет этого удастся найти выход из замкнутого круга.
       В политике вывода российской экономики из кризиса не учитывается современная экономическая ситуация в промышленно развитых странах. Они в настоящее время вышли на такой уровень развития, при котором начинает ощущаться недостаток энергетических и др. природных ресурсов, необходимых для промышленного производства и поддержания достигнутого уровня ВНП. Чтобы держать современный чрезвычайно высокий уровень промышленного производства и социальных благ (доля промышленного производства и потребления западных стран, общая численность населения которых равняется лишь 1/5 всех жителей Земли, составляет 80-85% мирового производства и потребления), необходимо увеличивать использование ресурсов, требуется расширяющаяся их эксплуатация по времени и по пространству. Постоянный рост прибылей в массовом масштабе возможен за счет искусственного сокращения характерного времени использования не только средств производства и недвижимости, но и всех без исключения видов промышленной продукции. Поэтому политика западных стран направлена на то, чтобы, инвестируя и развивая современное промышленное производство в других странах и в России, получать необходимые для себя ресурсы. Если уровень промышленного и социально-экономического развития этих стран поднимется еще выше, то на поддержание его потребуются усилия всей планеты. Учитывая возможные
трудности, США, расширяя запасы разведанных месторождений нефти и газа на собственной территории, сократили их эксплуатацию в два раза, увеличив соответственно их импорт.
       Между прочим, в России разведанных запасов нефти и газа при существующей интенсивности эксплуатации достаточно только на 25-30 лет (АиФ. - 1997. - Январь). Но даже если бы запасов нефти и газа хватило на 50-70 лет, то проблема энергетического голода для России, как и для других государств, не перестала бы быть крайне важной, требующей незамедлительного решения.
       Кроме того, не учитывается контролируемая западными странами экспансия доллара, призванная подчинить экономику России западному миру. Она осуществляется путем периодической эмиссии не обеспеченной продукцией массы доллара и приобретение на эту сумму товара в других странах. Можно полагать, что в России сейчас “работает” именно такой доллар; и именно за счет импорта российской продукции, имеющей стратегическое значение, он становится полноценным, тем самым стабилизируя экономику западных стран.
       Предлагая к обсуждению механизм, инициирующий повышение производительности труда, считаем необходимым подчеркнуть, что он рассчитан преимущественно на предприятия, составляющие инвариант структуры государства, находящиеся в непосредственном или совместном государственном управлении. Предприятия, входящие в структуру либеральных социально-экономических систем, решают эту проблему исходя из создающихся условий в рамках определенных государством возможностей.
       Для стабилизации социально-экономической ситуации и выхода из кризиса предлагаются следующие мероприятия.
       1. Осуществляется переход на энергетическую оценку стоимости производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции; энергетическую оценку стоимости затрат на оборону, транспорт, связь, науку и образование и пр., включая энергетическую оценку стоимости производства самой энергии. Таким образом будет определена необходимая и действительная энергетическая стоимость содержания всего государства и по отраслям народного хозяйства; будет дана наиболее полная объективная оценка сложившейся социально-экономической ситуации в стране и определится необходимая денежная масса.
       2. Вводится новая, свободно конвертируемая денежная единица, например червонец, в количестве, соответствующем затратам энергии, в наиболее удобном для практического использования соотношении. Эта денежная масса, таким образом, является обеспеченной производимой промышленной продукцией. Сверх этого выпускаются инвестиционные деньги в количестве, необходимом для планируемого роста ВНП, ВОП до уровня прогнозируемого заданного состояния.
       3. В последующем эмиссия червонцев осуществляется по мере движения социально-экономических систем к ЗС, с небольшим опережением под будущий объем производимой продукции и с учетом уточнений по результатам первого этапа.
       4. Государство в лице своих высоких представителей вместе с руководством предприятий и их трудовыми коллективами (на стадии обсуждения коллективного договора) определяют, рассматривают и принимают заданное состояние (см. выше). Определяют наиболее вероятный объем выпускаемой продукции по достижении заданного состояния (не допуская завышенной оценки, лучше, если она будет немного занижена).
       5. Определяется время, необходимое для достижения заданного состояния, этапы и их продолжительность: начальный этап; этап ускоряющегося роста и этап затухающего развития и перехода к новому ЗС.
       6. Вводится правило, согласно которому оплата экспортируемой продукции, имеющей стратегически важное значение (энергетические ресурсы, драгоценные металлы и камни, некоторые виды вооружений и пр.), производится преимущественно в червонцах (это правило особенно важно на первом этапе).
       Реализация данных мероприятий обеспечила бы рост производительности труда, позволила бы укрепить рубль и заставила работать на российскую экономику доллар.
       В инварианте социально-экономической структуры государства, в его базисе определяющими являются общенациональные (общенародные) интересы, тогда как в остальной социально-экономической надстройке преобладают интересы частные, а общегосударственные интересы решаются опосредованно.
В инварианте структуры самоорганизующихся социально-экономических систем все составляющие ее подсистемы имеют равное, одинаково определяющее значение. Различия их состоят в энергоемкости и материалоемкости, затратах труда. Поэтому отношения между СЭС инварианта должны строиться в зависимости не от цены продукции, а от выходных характеристик самих систем. Отношения же между предприятиями, функционирующими на либеральных рыночных принципах экономики, должны основываться на принципах “спрос - предложение - цена”.
       Возникает очевидное несоответствие в принципах ценообразования и в оплате труда. В инварианте структуры цена продукции не зависит от спроса и предложения: продукция необходима для существования государства, и ее цена совершенно не определяется рыночной конъюнктурой; отношения же между предприятиями рыночной экономики определяются конъюнктурой рынка. В результате этого для базовых отраслей народного хозяйства и всех властных структур зарплата будет прямо связана с выходными характеристиками предприятий, т.е. она может расти, если возрастает валовый общественный продукт предприятия и государства в целом, тогда как у работников предприятий рыночной сферы зарплата будет зависеть
от прибыли. Предприятия рыночной экономики в случае неэффективности их работы могут саморазрушаться, а предприятия, образующие инвариант структуры, не должны полностью зависеть от их рентабельности и при необходимости должны дотироваться государством из бюджета. Налоговая система обязана учитывать данное обстоятельство. Налоги призваны выполнять и функции нравственной обязанности (отчисление на содержание государственных структур и социально-экономических систем общего пользования), и роль “кнута” и “пряника”.
       Таким образом, возникает необходимость в организации двух систем
налогообложения. Первый тип налогов должен регулировать развитие СЭС, подталкивать, инициировать движение предприятий к заданному состоянию. В этом состоит главная функция данного типа налогов. Они обеспечивают возможность осознанно сосредоточивать денежные средства на тех направлениях базовых отраслей, которые в данный момент для страны особенно необходимы. Этот тип налогов позволяет демпфировать развитие одних СЭС и инициировать - других.
       Государству в данном случае важным является не только получение налога с предприятия, но и его полноценная работа, ибо размеры налога находятся в прямой зависимости от динамики предприятия.

Рис. 19. Соотношение динамики роста ВОП и налоговых отчислений, стимулирующих производительность. ВОП - валовый общественный продукт предприятия; а - кривая, характеризующая динамику ВОП; б - кривая, характеризующая динамику величины налоговых отчислений; 1, 2, 3 , 4 - последовательное изменение величины налоговых отчислений.

       В общем изменение величины налоговых отчислений можно разделить на 3 стадии (рис. 19). Первая стадия - начальное состояние, когда предприятие получает льготный налог, действие которого ограничивается согласованным с государственным контролирующим органом (например, налоговой инспекцией) сроком. За ней следует стадия налогообложения, стимулирующего динамику производительности труда, когда величина отчислений возрастает. И наконец, стадия установившегося налогообложения, когда предприятие уверенно движется к заданному состоянию и устойчивому режиму развития. Следовательно, по величине данный налог находится в зависимости от соотношения “текущее состояние/заданное состояние”: если наблюдается устойчивое движение к ЗС, то величина налога убывает до некоторого минимального уровня; в противном случае действует налог с той прибыли предприятия, которая должна была бы быть в случае движения предприятия к заданному состоянию. Налог, таким образом, для неэффективно работающих СЭС со временем создает нарастающую угрозу банкротства и сопровождающих его негативных последствий.
       Для упрощения определения величины отчислений налогов допустимо временной период проектируемого (прогнозируемого) развития предприятия от начального состояния до заданного (или некоторого фиксированного) разбить на несколько равных частей.
       Второй тип налогов - налоги, распространяющиеся на все предприятия, независимо от форм собственности, функционирующие на основе принципов рыночной экономики “спрос - предложение - цена”. Функционально данный тип налогов находится в пропорциональной зависимости от получаемой прибыли.
       В рассматриваемом контексте система налогообложения призвана не только служить наполнению государственного бюджета и направлять социально-экономический процесс к цели, но и выступать в качестве основного механизма реализации принципа “оплаты по труду”.
       Виды налогов по их целевому назначению
:
       1 - земельная рента - платится всеми предприятиями независимо от рода производственной деятельности. По величине данный налог прямо зависит от занимаемой площади, местоположения, плодородия земли, экологической и эстетической ценности и некоторых других показателей.
       2 - налог на содержание СЭС общенационального значения (правительство, армия, наука, образование, здравоохранение и др.). Это налог с предприятий, независимо от формы собственности.
       3 - регулирующий налог, величина которого нелинейно меняется в зависимости от выходных характеристик СЭС, соотношения заданное состояние/текущее состояние; величина меняется от некоторого максимального уровня до некоторого фиксируемого уровня с единицы объема произведенной продукции или валового общественного продукта, если СЭС достигает заданного состояния. С установлением нового заданного состояния определяется и новый размер налога.
       4 - целесообразно введение налога на пользование общественным транспортом. Данный вид налога очень желателен, так как он прямо ведет к улучшению обслуживания населения и увеличению доходов транспортных служб (сводятся к нулю затраты на содержание кондукторов, на изготовление билетов; устанавливается регулярность доходов транспортных предприятий). Но в этом случае в схему саморегуляции транспортных СЭС вводится управляющий налог, регулирующий качество обслуживания пассажиров, регулярность действия транспорта, оптимальное количество общественного транспорта. Здесь необходимо иметь в виду, что социально-экономическая система “общественный транспорт” как чисто рыночная работать не может и не должна.
       Транспортный налог не зависит от индивидуальных доходов, величина его устанавливается администрациями населенных пунктов. При этом одна часть населения платит налог за проезд, а другая - за возможность иметь удовольствие не пользоваться общественным транспортом.


* * *


       Итак, существуют два типа организации и функционирования социально-экономических структур: структура инвариант, которая должна функционировать, саморегулироваться и управляться на принципах - “спрос - предложение - валовой общественный продукт”, и либеральная социально-экономическая структура, свободно самоорганизующаяся и саморегулирующаяся на принципах “спрос - предложение - цена”. Структуру инварианта для России недопустимо переводить на либеральные принципы функционирования, так как это связано с неизбежной интеграцией российской экономики в мировую рыночную систему и потерей возможности развиваться России как самостоятельному и независимому государству.
       Логично поставить вопрос: а почему же тогда этого не боятся цивилизованные западные страны? Потому что они по инварианту структуры представляют по существу единое государство.
       В качестве показателя, характеризующего степень развитости инварианта, может являться индекс “открытости экономики”, определяемый как доля национального экспорта в валовом внутреннем продукте. Так, в Японии индекс открытости составляет всего 11 %, в США - 10 %, а в Бельгии - 72 %. Это означает, что Бельгия практически не имеет своего инварианта, его роль выполняет инвариант ЕЭС, крупных стран данного союза. В России индекс открытости в 1992 г. составлял 6
2 %, а в 1996 г., по данным Госкомстата, - около 20% (Аничкин, 1996).
       Чтобы России не бояться разрушения своего инварианта социально-экономической структуры, необходимо производить товары лучше, чем это делает любая другая высокоразвитая страна. Понятно, что такого уровня в ближайшие десятилетия Россия не достигнет. И следовательно, ее интеграция в мировую рыночную систему необходима западным странам для укрепления устоев инварианта их структуры, но не России.
       Россия вынуждена идти своим путем, потому что она выделяется из всех стран: это не развивающаяся страна в обычном понимании и тем более не часть западного высокоразвитого капиталистического мира. Она обладает огромными возможностями по формированию своего собственного инварианта и, следовательно, независимого пути развития, как великая страна.
       Остальные страны уже обречены быть “вечно” развивающимися (по крайней мере, пока цивилизацией движет современная парадигма развития). Их инвариант социально-экономической структуры практически разрушен; достаточно сказать, что рост процентов по их долгам развитым странам превышает прирост ВНП.

 

Оглавление

Статьи других авторов

На главную

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz