Особенности формирования социально-экономического порядка и хаоса
Добавить рекламное объявление
Оглавление

 

Особенности формирования социально-экономического порядка и хаоса

        Порядок, как и хаос, - явления самоорганизующиеся, но их типы, формы проявления и особенности развития определяются действием порядка (упорядоченным действием силы) более высокого ранга по отношению к какой-либо конкретной системе. Применительно к социально-экономическим и политическим процессам в качестве самоорганизующихся систем выступает и государство, и трудовой коллектив предприятия, акционерное общество, фермерское хозяйство, политическая партия и пр. Самое главное, что отличает социосистемы от всех других, - то, что в них самоорганизующим началом служит идея социально-экономического и политического развития. Идея является абстрактной самоорганизующейся системой, и она играет определяющую роль в развитии социосистемы. Идея социально-экономического развития может представлять собой целостную упорядоченную структуру (т.е. некий порядок), а может разрушаться и, перейдя через состояние хаоса (разрушение структуры), саморазвиться в новый порядок - структурно организованную целостность.
        Порядок в социально-экономических системах представляет собой установившуюся, устойчивую структуру функциональных отношений. Порядок обладает свойствами самоорганизации, благодаря чему он самовоспроизводится и совершенствуется. Порядок в СЭС, как и в любых других природных системах, формируется в результате упорядоченного воздействия со стороны более организованных и более устойчивых на данный момент времени социосистем. Под их воздействием (физическим, информационным и пр.) существующий порядок разрушается и, переходя через хаос, замещается новым порядком. Формирование порядка в СЭС не может осуществляться, не проходя стадии развития хаоса. Однако новый порядок формируется на реликтах старого и приобретает особенности, отличающие его от порядка, инициировавшего его развитие.
        Порядок в социально-экономических системах формируется не только в результате взаимодействия их с другими высокоупорядоченными социально-экономическими системами. Он также определяется упорядоченной последовательностью природных событий, происходящих с имманентно присущей природе целесообразностью. Таким образом, целесообразность событий в социосистемах так или иначе определяется целесообразностью организации порядка более высокого ранга; не важно, является эта целесообразная упорядоченность трансцедентной или имманентно присущей природе. Следовательно, с одной стороны, социоэкономические системы организуются и функционируют в пределах ранее установившегося природного порядка, а с другой - они в своем развитии подчиняются определенным образом упорядоченным совершающимся ныне природным событиям.
        При формировании порядка в социально-экономических системах развивается устойчивая к внешним дезорганизующим воздействиям инвариантная часть структуры функциональных отношений составляющих ее частей. Как и в системах любой другой природы, в социально-экономическом развитии порядок возникает в результате действия сил двух видов: обусловливаемых внешними воздействиями, связанными с особенностями и закономерностями развития природы; и обусловливаемых внутренними процессами, особенностями взаимоотношения частей самой системы. Примерами внешних воздействий, обусловливающих замену одного порядка другим, являются природные глобальные или крупные региональные катастрофы, значительные и быстрые изменения климата и пр., вызывающие не только миграции людей, но и изменения мировоззрения (например, военные походы монголов, если придерживаться воззрений Л.Н.Гумилева).
        Порядок, формирование которого обусловливается внутренними процессами, протекающими в самой социосистеме, порождается новыми идеями социально-экономических и общественно-политических структур. В этом случае в качестве силы, непосредственно инициирующей замену одной СЭС другой, выступают партии высшего ранга (см. далее главу “Политические партии и власть”). Зачатки новых социально-экономических порядков зарождаются в хаосе в виде очагов, представляющих собой политические партийные структуры, претендующие на формирование инвариантной части государства, определяющей его политическое лицо, государственный строй. Развитие социально-экономического процесса в режиме перехода хаос - порядок сопровождается слиянием идей, многочисленных партий, которое продолжается до тех пор, пока не сформируются две примерно равные по силе и весу (народному признанию, народной поддержке) идеи и отображающие их партии государственного развития. На этом, собственно, заканчивается более или менее спокойно и равномерно протекающий период развития хаоса, он характеризуется как революционная ситуация, степень остроты разрешения которой определяется конкретными условиями.
        Хаос
- явление самоорганизующееся. Появлению хаоса предшествует разрушение идей, объединяющих все части государства в неаддитивную целостность. Как и в любой другой целостной системе, хаос в СЭС представляет собой такое состояние, когда прежде единая структура, с ее функциональными отношениями между частями (элементами, подсистемами), распадается. На ее теле начинают формироваться другие структурно оформляющиеся самостоятельные единицы - целостные образования, социально-экономические системы различных типов и рангов. В основании процесса распада лежит несколько движущих, инициирующих его сил: главная - потеря объединяющей идеи единогосударственного развития, а также национальные и религиозные различия, изменение отношения к собственности на средства производства и природные ресурсы, различия в нравственных принципах общественного развития, в политических убеждениях и др.
        Состояние хаоса нельзя понимать как состояние абсолютной неопределенности развития системы. Оно воспринимается таковым потому, что затруднительно определить, какая из многочисленных зарождающихся в теле старой социально-экономической системы самоорганизующихся структур станет управляющей, обусловливающей формирование и замену одних структур другими и развитие функциональных отношений между ними. Состояние хаоса формируется антагонистическими отношениями, борьбой развивающихся новых структур, сумма целей которых, являясь неаддитивной характеристикой и обладая также кумулятивным эффектом, приводит к деградации и разрушению старой системы. Для социально-экономических систем данное состояние характеризуется переходом к закритическому соотношению затрат труда, материалов, энергии, сырья, требуемых для расширенного производства продукции и для поддержания состояния простого воспроизводства средств производства. С этого момента начинается лавинное эшелонированное рассогласование функциональных отношений между всеми элементами социально-экономической системы. Такое развитие процесса можно назвать саморазвивающимся хаосом.
        С развитием хаоса государство внешне, по форме представляется единым, по содержанию же оно состоит из частей, не связанных или слабо связанных функциональными отношениями. В результате государство превращается в простую сумму частей (областей, республик; предприятий; политических партий и пр.).
        Хаос - это тот мутный поток, в котором создаются идеальные условия для самоорганизации паразитических социально-экономических структур - различного рода мафий. Сама властная структура в период хаоса в большей или меньшей мере становится мафиозной.
        Хаос страшен тем, что длительное его развитие несет опасность существованию целостности не только государства, но и нации, народа. Это своего рода самоорганизующаяся социально-экономическая и политическая эпидемия, развивающаяся по закону обратных положительных связей: чем больше хаоса сегодня, тем больше его завтра. Можно выделить несколько видов хаос-порядков в СЭС.
        1. Хаос-порядок, формирующийся физическим подавлением одной страны другой. Данный тип хаос-порядка имеет место в двух случаях:

        2. Хаос-порядок эволюционный, формирующийся внутри страны в результате развития новой идеи государственного устройства, политического и социально-экономического функционирования. На основе анализа, обобщений опыта развития государства и других стран эволюционный, осознанный переход к новому порядку осуществляется через распространение новых идей среди слоев общества, определяющих политику в целом, способных ее изменить, а затем и среди всего народа. В таком случае переход к новому порядку происходит наиболее спокойно, без особых социально-экономических потрясений. Хаос не получает значительного развития. Примерами могут служить установление христианства на Руси, в какой-то мере - петровские преобразования, отмена крепостного права.
        3. Хаос-порядок, формирующийся революционным путем (в результате эволюционной катастрофы). Идеи зарождаются в умах отдельных личностей-мыслителей, затем они развиваются последователями и превращаются в систему - упорядоченную структуру. В конечном результате идея выступает в качестве порядка высшего ранга, под воздействием которого разрушается упорядоченная социально-экономическая система; под ее же воздействием через хаос формируется новая социально-экономическая система.
        Новая идея социально-экономического государственного развития становится управляющей в результате бескомпромиссной борьбы с другими идеями. Примеры: формирование США в результате борьбы Севера и Юга; образование СССР вследствие развития социалистической идеи и осуществления революции; разрушение СССР - результат деградации идей социализма под воздействием капиталистических идей; образование, а затем разрушение восточно-европейских социалистических государств.
        Необходимо учитывать, что образование нового порядка не всегда может вести к прогрессивному развитию государства. В зависимости от конкретной социально-экономической и политической ситуации временно могут оказаться более сильными далеко не прогрессивные идеи и принципы организации.
        4. Хаос-порядок диктатура. Под диктатурой обычно понимается неограниченная государственная власть, защищающая интересы отдельных слоев общества, класса. Диктатура может формироваться для защиты определенных правил государственного устройства, принципов социально-экономического функционирования, международных отношений и пр.
        Диктатура как порядок в социально-экономическом процессе - закономерное явление. Данный тип социально-экономического порядка формируется не случайно, не в силу стечения каких-либо обстоятельств. Диктатура, как правило, завершает развитие глубокого хаоса, при котором общество характеризуется раздробленностью на многочисленные ячейки. При этом старые идеи, служившие основой существования и развития государства, разрушаются, а новые еще не сформировались; хаос достигает состояния полной неопределенности социально-экономического и политического развития. Жизнь людей в таком обществе становится бесперспективной, и большая часть общества понимает, что дальше так жить нельзя.
        Если в обществе в этот период еще не выработана идея и соответствующие ей цели и задачи общегосударственного развития и не появился их носитель (вождь), то во главе диктаторского режима может оказаться человек случайный. Таким образом, в период развития глубокого хаоса разброс путей развития государства является наибольшим, и будет ли выбран действительно прогрессивный путь, зависит от случая.
        Этот вид диктатуры можно условно назвать
безыдейным. Он сопровождается сильнейшей борьбой за власть, частыми дворцовыми переворотами, физическим уничтожением соперников и поддерживающих их групп (не политических партий, они в этот период отсутствуют или формируются скрыто). Можно сказать, что данный вид политического и социально-экономического порядка загоняет хаос во властную структуру, и он там живет до тех пор, пока не выработается новая идея общегосударственного развития, более или менее приемлемая для всего народа или наиболее организованной его части.
        Диктатура идейно организованная отличается тем, что она формируется вместе с развитием новых идей общегосударственного социально-экономического развития и возглавляется вождем - носителем этих идей, впоследствии становящимся во главе государства. В этом случае политика является в определенной мере взвешенной и целенаправленной. Но до тех пор, пока у власти находится ее идейный вдохновитель и организатор. С его уходом внутри властной структуры резко обостряется борьба за власть.
        Диктатура обладает живучестью, что связано с рядом факторов. Во-первых, диктатура, какой бы она ни была, даже самая жестокая, вводит порядок и тем самым разрушает
хаос, а значит и неопределенность событий. Данный фактор имеет особо важное психологическое значение.
        Во-вторых, свобода человека, в большей или меньшей мере, но определяется порядком, степенью его развития, организованности. Диктатура вносит определенность, детерминированность в последовательность событий. У человека появляется возможность осмысленного отображения действий данного порядка. В период же развития хаоса, особенно когда он достигает своего наиболее полного развития, люди оказываются в плену неопределенности политических и социально-экономических событий и являются в высшей степени несвободными. Поэтому диктатура, особенно в начале периода ее становления, воспринимается как благо и поддерживается народом. Тем более, что диктатор всегда преподносит себя народу как его спасителя, хранителя свобод и прав.
        Диктатуры указанных видов эволюционным путем формироваться не могут. Они - результат революций (эволюционных социально-экономических катастроф). Началу
революции предшествует мирно протекающая борьба множества идей.
        Глубоко развитый хаос
, можно сказать, характеризуется фатальной неизбежностью революционного разрешения коллизий в обществе. Это и понятно, так как остановить развитие хаоса не силовыми методами не удается; во всяком случае, в развитии цивилизации таких примеров пока еще не было.
        Таким образом, диктатура в развитии общества, на определенных его этапах, играет прогрессивную роль: она выводит страну из состояния глубокой смуты. Велика роль диктатуры при силовом противостоянии, когда возникает угроза существованию государства, народа в целом. Однако в мирных условиях диктатура превращается в автаркическую тоталитарную систему, управляющую государством и всем социально-экономическим процессом на принципах армейского устава.
        Диктатура демократии (Поздняков, 1993). Порядок как диктатура демократии, в отличие от рассмотренных выше порядков, может формироваться эволюционным, мирным путем, в результате организации сильной власти, предполагающей и обеспечивающей всеми своими действиями, в рамках демократической конституции государства, безусловное выполнение законов, направленных на охрану прав
и свобод граждан; на неукоснительное соблюдение всеми гражданами правил общественной жизни и своих обязанностей. Такой тип социально-экономического и политического порядка установился в западных буржуазно-демократических государствах.
        В качестве организационных принципов диктатуры демократии выступают принципы демократического централизма. Игнорирование их неизбежно ведет к извращению законов демократии и ее перерождению в обыкновенную диктатуру.
        На заключительных стадиях развития хаоса начинают формироваться бифуркационные процессы. Под бифуркацией в синергетике понимается существенная перестройка системы и появление у нее нового аттрактора - цели. Причем в точке бифуркации возникает неопределенность поведения системы, возможность выбора одного из множества путей. Как дальше будут развиваться события, может определяться и случайным выбором, после чего процесс в значительной мере становится детерминированным в том отношении, что он является направленным к конкретной цели. Наиболее сложные бифуркационные
процессы развиваются в период заключительных стадий формирования хаоса, на грани перехода его в порядок, когда направленность политических событий зависит от победы той или иной политической группировки, их объединения.
        Выводы.
        1. Все социально-экономические системы обладают функциональной дихотомией, выступая одновременно как производитель новых форм веществ, энергии и информации (формируют D-поток, т.е. проявляют себя в качестве “жертвы” и выступают с “предложением”, буквально предлагают себя как форму веществ, энергии и информации другим системам) и как потребитель вещества, энергии и информации (создают F-поток вещества, энергии и информации и формируют спрос). Взаимодействие F- и D-потоков MEI, спроса и предложения осуществляется на принципах “хищник-жертва”, имеет автоколебательный циклический характер с собственным пределом развития.
        2. Идеи и парадигмы (логически правильно построенные, связанные функциональными отношениями понятия и суждения) тоже представляют собой самоорганизующиеся целостные функционально дихотомические системы. Новая идея как система формируется в старой и за счет старой; “попирая” ее и развиваясь, она предполагает переход к организации нового порядка функционирования СЭС.
        3. Любая целостная социально-экономическая система имеет свой собственный предел и цикл развития, определяемый ее ресурсами (взаимоотношениями F- и D-потоков MEI).
        4. Взаимодействующие целостные системы образуют общий предел и цикл развития более высокого уровня.
        5. Любая социально-экономическая система - государство, предприятие и пр., для поднятия на более высокий уровень своего предела развития требует привлечения новых идей функционирования и дополнительных источников MEI (Япония, США и др. высокоразвитые страны). Таким образом, страны, в основном исчерпавшие внутренние ресурсы, для поддержания на том же уровне своего ВОП и тем более для его повышения, вынуждены переходить на эксплуатацию природных, трудовых и интеллектуальных ресурсов других стран.
        6. Устойчивое развитие СЭС в условиях, определяемых существующей парадигмой взаимоотношений СЭС и ЭКОС, возможно на отдельных временных отрезках, если происходит своевременная замена старых идей организации отношений, технологий и пр. новыми. Такой путь развития представляет собой тип эволюционных революций, или интенсивное развитие.
        7. Несвоевременное, с большим опозданием формирование новых идей организации, технологий и пр. и замена ими старых ведет к социально-экономическим коллизиям. Это путь эволюционных катастроф.
        8. Россия в течение всей своей истории развивалась по типу эволюционных катастроф. В состоянии такой социально-экономической катастрофы и развития хаоса она находится и сейчас.
        Развитие природы, составляющих ее систем (экосистем) происходит преимущественно по типу циклов эволюционного развития: поступательного динамически равновесного развития и эволюционных революций, интенсивного развития. Данный тип развития на отдельных фиксированных отрезках времени характерен и для социально-экономических систем: государств, различного рода предприятий, идей - научных, технологических, технических, философских, социально-экономического развития и пр. Общей характерной чертой данного типа циклов развития применительно к СЭС является то, что новый порядок в виде различного рода идей формируется в недрах системы еще в момент ее функционирования на основе идей предшествующего периода времени. При этом развитие новых идей и их материальное воплощение постепенно вытесняет из жизни старые идеи и их материальное выражение. Такой процесс не вызывает значительного экономического спада и СЭС развивается или самоподобно (повторяет себя по объему ВОП), или меняет структуру на более прогрессивную (цикл эволюционных революций).
        Цикл развития типа эволюционных катастроф тоже имеет место в природе и обществе. В экосистемах он обусловливается тем, что отношения “хищник-жертва” входят в состояние взрывного характера (появление саранчи, распространение заразы, например чумы, размножение волков, оленей и пр.). В социосистемах цикл эволюционных катастроф характеризуется тем, что, ввиду благоприятных условий, новая идея структурной организации или в технологии производства, зарождаясь и быстро развиваясь, подобно хищнику, разрушает старую идею и соответствующую ей структуру функциональных отношений.
        Данный тип цикла коренным образом отличается от цикла интенсивного эволюционного развития. Новый порядок при этом зарождается и получает развитие слишком поздно, когда ресурс, потенциал старых идей иссякает полностью и СЭС дряхлеет, деградирует. И происходит это преимущественно за счет того, что вместо одной или нескольких идей структурной организации государства получает развитие множество идей и идеек и ни одна из них не является определяющей, главенствующей. Именно это ведет к формированию хаоса, как закономерного состояния.
        Если в течение некоторого времени не возникает единой, объединяющей общество идеи организации структуры функциональных отношений, то порядок формируется за счет физического, силового подавления одной группой политических течений других. При этом в действие вводится какая-либо идея (может быть, и утопическая), которой привержен лидер (вождь-диктатор) победившего политического течения и его окружение. В этом случае перспектива развития государства полностью зависит от интеллектуального уровня обладающих властью людей.
        В заключение следует отметить, что в развитии общества, государства или составляющих его СЭС низших рангов проявляют себя все типы циклов развития. На одних временных интервалах социально-экономические процессы развиваются в цикле эволюционных катастроф, на других - данный тип переходит в цикл эволюционных революций, а потом и в цикл поступательного динамически равновесного развития. Можно полагать, что данные три типа циклов развития складываются в цикл более высокого порядка - мегацикл, формирующийся на основе принципиально новых, прогрессивных идей социально-экономической организации или, в противном случае, заканчивающийся развитием грандиозного хаоса цивилизации.

Оглавление

Статьи других авторов

На главную

Добавить рекламное объявление
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz