Оглавление |
Как показано выше, все
целостные самоорганизующиеся образования
обладают фундаментальным свойством единства
противоположных качеств: по отношению к одним
системам они выступают в качестве хищника и
обладают спросом, а по отношению к другим -
выступают в качестве жертвы и обладают предложением.
При этом целостные системы естественного
происхождения образуют собственные силовые поля
и границы действия, в пределах которых
осуществляются отношения “хищник - жертва”,
“спрос - предложение”.
Таким же генетически
заложенным, имманентным свойством потреблять и
накапливать впрок все то, что необходимо для его
жизнедеятельности (вид спроса), и отдавать
(предложение) произведенное им другим членам
сообщества, обладают и человек, и образуемые им
общественные целостные объединения.
Накапливаемое впрок, с возможностью
распоряжаться этим накоплением, и представляет
собой, вообще говоря, собственность.
Можно утверждать, что не
будь имманентного свойства желаний обладать
собственностью, не было бы и самоорганизующихся
целостных систем. Самоорганизация
социально-экономической системы высокого ранга,
не имеющей в собственности природных ресурсов и
средств производства, без права свободно
распоряжаться ими, по крайней мере на данном
этапе развития цивилизации невозможна. Это
обстоятельство выступает определяющим
критерием отличия самоорганизующихся
ссоциально-экономических систем от
саморегулирующихся или управляемых (например,
армия). Строго говоря, только
самоорганизующаяся система является
саморазвивающейся и самоуправляемой. Каждый
входящий в нее индивидуум, обладающий
собственностью, представляет собой
самоорганизующуюся систему более низкого
порядка, тогда как индивидуумы, не имеющие
собственности или потерявшие ее, оказываются в
роли простого исполнителя, “солдата армии”
(“винтика”). И сама система в этом случае
выполняет роль контролируемого (управляемого)
живого автомата. Более того,
социально-экономическая система, состоящая из
индивидуумов, лишенных собственности, за
исключением личной, приобретает свойства
военной организации - армии и может
функционировать только на принципах армейского
устава (управление сверху вниз, от
командно-контролирующего органа к
индивидуальному исполнителю). Законы
самоорганизации в такой системе действуют в
рамках личностных отношений. И они при этом не
предполагают изменение структуры и функций
самой системы, что является прерогативой только
высшего командно-контролирующего органа. Такая
система является крайне неустойчивой, так как ее
функционирование полностью определяется
командным органом. Структура ее может меняться в
силу изменения командного органа, а в нем – лица,
выполняющего роль диктатора.
Самоорганизующиеся
социально-экономические системы обладают
множеством достоинств, обусловливаемых
естественными закономерностями. Однако главное,
что определяет их как социальные, - это их
способность формировать и развивать
функциональные отношения на нравственных
принципах. Социально-экономические системы,
развивающие нравственные принципы, относятся к
числу в высшей степени прогрессивных. И
наоборот, социосистемы со слабым развитием
нравственных принципов или теряющие их
относятся к числу паразитических. Таковыми,
например, являются саморегулирующиеся мафиозные
структуры различных типов, с особо высоким
уровнем развития алчности. Алчности
противостоит нравственность - осознание
необходимости безвозмездной передачи части
собственности (или даже всей) другим членам
общества. Нравственность - это практически
наиболее емкий, интегрированный показатель,
отличающий человеческое общество от других
видов целостных самоорганизующихся систем.
Более того, можно полагать, что уровнем
развития нравственности определяется и
прогрессивное развитие общества.
В принципе, вероятно,
возможно формирование самоорганизующихся СЭС с
общественной (государственной) собственностью
на средства производства и результаты труда, но
только в случае достижения очень высокого уровня
нравственного развития людей, всего общества.
Видимо, такое общество может сформироваться,
когда нравственность станет генетически
приобретенной особенностью человека. Зачатки
подобных нравственных (коммунистических)
отношений на основе общей собственности
наблюдаются в религиозных общинах, некоторых
кооперативах, товариществах.
Как видим, вопрос о
собственности относится к числу фундаментальных
проблем развития общества. И несмотря на его
кажущуюся простоту, до сих пор по этому вопросу
идут дискуссии как в странах с традиционной
рыночной экономикой, с широким развитием частной
собственности, так и в России и других бывших
соцстранах, где преобладала государственная
собственность. К сожалению, данный вопрос до сих
пор рассматривается в плоскости: какой вид
собственности (общественная или частная) должен
быть определяющим в развитии государства? Между
тем главной является другая, содержательная
сторона: что может (и должно) находиться в
общественной (государственной) собственности и
что в частной (и коллективной)? На вопрос в первой
постановке дается исчерпывающий ответ формулой: формирование
самоорганизующихся социально-экономических
систем невозможно без частной собственности, без
права свободно распоряжаться средствами
производства и продуктами своего труда. Вторая
постановка вопроса о собственности практически
не обсуждается. В то же время ответ на него
определяет выбор пути социально-экономического
развития России: будет ли она развиваться по
модели классического капитализма либо
тоталитарного планирования или отыщет иной, третий
путь - путь формирования самоорганизующихся,
нравственно саморазвивающихся социальных
эколого-экономических систем.
Что может и должно
находиться в частной и что в общественной
собственности?
В частной собственности
могут находиться результаты непосредственного
труда индивидуума, группы лиц, коллектива
трудящихся - все, что создано трудом человека с
использованием знаний и таланта. Художественная
картина и стихи, научное произведение и
инженерная конструкция, следовательно, и
средства производства - все это являеется
результатом труда, а значит, и частной
собственностью, с правом обмена ее и продажи.
Но все, что создано
“трудом” природы, является общественным
достоянием, а следовательно, должно приносить
благо всему обществу; поэтому использование
произведений природы должно регулироваться
государством.
Собственность на
землю. Земля (почва, плодородный
слой) по существу своему представляет собой
такое же полезное ископаемое, как нефть или уголь
и др., отличаясь от них только более коротким
временем формирования (2-5 тыс. лет). Если
говорить о земле, предназначенной для
сельскохозяйственного использования, то в
частной собственности может находиться
территория, площадь и право трудиться, но не
почвенный плодородный слой, который является
общественным достоянием; его стоимость в виде
естественной ренты (налога) должна выплачиваться
государству.
Территория, полностью
лишенная почвенного покрова, имеет очень низкую
ренту. Однако трудом человека может быть создан
плодородный слой - почва. В этом случае и почва, и
территория являются частной собственностью.
Сельскохозяйственная
земля может свободно продаваться и обмениваться.
Но, как видим, при этом предметом купли-продажи
земли является не плодородный слой (природное
тело), а вложенный в землю труд человека,
овеществленный в добавочном плодородии.
Рентная стоимость
почвенного покрова выплачивается государству во
всех случаях использования территории: при
разработке полезных ископаемых, возведении
производственных сооружений и жилья,
строительстве дорог и пр. В случае приобретения в
частную (коллективную) собственность территории,
занятой растительными ресурсами, например лесом,
государству выплачивается рентная стоимость
леса как территории и рентная стоимость
продуктивности леса. При приобретении в частную
собственность лесных массивов государством
должны оговариваться условия эксплуатации: без
права (с правом) вырубки леса и использования
территории по иному назначению, замены вида
лесной растительности пр. Во всех случаях
владелец выплачивает стоимость начальной
естественной ренты, в которую включается и
рентная стоимость диких животных, населяющих
данный лесной массив.
Частная собственность
на полезные ископаемые - это право владения
территорией, в недрах которой находятся полезные
ископаемые; это право на добычу, но
не право на грабительскую эксплуатацию
месторождения. Сами полезные ископаемые
являются общественным достоянием,
собственностью государства. Трудовой коллектив,
занимающийся добычей полезных ископаемых, может
приобретать в собственность средства
производства и территорию с месторождением.
Однако при этом он выплачивает государству
рентную стоимость полезных ископаемых. Продавая
территорию и средства производства другому
коллективу, он продает вложенный в нее свой труд,
но не природные ресурсы.
В государственной
собственности, кроме земельной ренты и ренты от
полезных ископаемых, должны находиться:
Одни из этих объектов приносят доход (земля, полезные ископаемые, предприятия), другие – в основном имеют расходные статьи, но их ценность огромна, хотя и не выражается в зримых доходах (образование, наука, медицина, службы охраны порядка и пр.), либо они просто необходимы для существования государства (армия, военные заводы), третьи сочетают в себе уникальную ценность, зримый доход, но и требуют расходных статей для охраны, строгого контролирования антропогенной деятельности на их территориях (заповедники, заказники, уникальные природные объекты). Для их содержания необходима организация действенной властной структуры, выполняющей функции сохранения уникальных природных экосистем и управления их эксплуатацией. Отсюда следует, что, например, Байкал, равно как и крупная река и
пр., не может находиться в собственности Бурятии или Иркутской области. Это единая, неделимая экосистема, и для регулирования хозяйственной деятельности в пределах границ данных природных объектов должна быть организована государственная управляющая и контролирующая структура.
Оглавление |