О настоящем национализме
Добавить рекламное объявление

 

О настоящем национализме

 

Сергей А. Алферов

 

Народ, что человек. Когда ему навязывают (а он в силу обстоятельств не готов противопоставить свое понимание) несвойственный ему образ, чужую психологию, его жизненные силы угнетаются. Теряются ценностные ориентиры, и люди — одни лишаются сдерживающих начал (в конечном итоге — адекватности), другие возможности двигаться. И в любом случае социум теряет общие цели, общие смыслы, дезинтегрируется, а продолжительность жизни людей падает.

Это правильный патернализм – ответственность политиков за решения по состоянию народа — как за детей. В полном соответствии, вплоть до лишения «родительских прав», то есть объявления политической несостоятельности (импичмент – одно из проявлений этого).

Настоящий национализм предполагает, во-первых, осознание «базовых ценностей», а, во-вторых, практическое поддержание органичности строя всей жизни. Что имеется в виду? Что здесь основное и единое?

Именно из ткани народной жизни возникает адекватные и управление, и экономика, отвечающие времени. Потому то, чтобы отвечать на вызовы, надо знать свои ценности, свою правду, свой стержень и беречь, как данное от Бога, не прерывая традиции, не создавая новых идолов, но и творя при необходимости новые свои механизмы (соразмеряя с тем, что у соседей). Надо глубоко постичь особенности нашей общей истории, нашей общей территории. И самое важное здесь – полная правда и целостная правда. А не отдельные выборочные и выдернутые фактики.

Универсальных, самодействующих ценностей нет. Демократия, тот или иной тип экономики — это инструментальные ценности, отвечающие особенностям истории и территории, вышедшие из этих особенностей. У нас свой стержень истории, свой дух земли, своя соль земли, своя правда. Либералы говорят, что это ерунда. Говорят 15 лет, и дальше – некуда.

Ценность – в глубине, в истоках народной традиции; в том духе, который можно почувствовать за всеми событиями культуры и который, как назначение, как идею, нужно осознавать, а в смутное безвременье обязательно формулировать. Ценность – в языке, который оставили нам наши предки.

Ко всему остальному надо приложить сердце. Ума – не достаточно. Ум копирует, аргументирует, он не творит. Настоящий национализм неотрывен от сердечного отношения.

Настоящий национализм предполагает труд и созидание. А борьбу – лишь вместе с первыми. Не может быть настоящей борьбы, если нет позитивной и отвечающей современным вызовам программы по настоящему национальной жизни.

 

Как вы видите, речь идет об идеологии обновляющейся традиции, об идеологии динамического консерватизма, как называют ее авторы «Русской доктрины». Появилась она год назад, но до сих пор, к сожалению, известна не широко (я сам узнал о ней пол-месяца назад, и с тех пор нахожусь под впечатлением от нее). Официальный сайт Русской доктрины, где можно ознакомиться с полным текстом этого труда, находится на http://www.rusdoctrina.ru/.

«Русская доктрина» в главном и основном отвечает моему пониманию ситуации, причин ситуации, решения ситуации. Но главное – она все-таки появилась, и вовремя. Один из замечательных моментов этого труда тот, что он написан соборно участием более 60 авторов и всего за пол-года.

 

На страницах сайта «Академия Тринитаризма» было много текстов, которые находятся в этом же общем течении. Наверное, было бы важно авторам тоже соизмерить свои подходы под практические предложения «Русской доктрины», ведь процесс ее формирования продолжается.

Попробую это сделать и я, оттолкнувшись от материала «Четыре момента» (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0228/003a/02280002.htm).

Суть этого текста – поиск из глубины русской традиции (из внутреннего ощущения её, как исходной и постоянной основы) социально-экономических механизмов, отвечающих на вызовы времени. И если они правильны, то они должны поддержать выправление народа.

Характер русского человека, как никакой другой, космичный, максималистский. Русскому человеку, чтобы «загореться», нужны большие цели (а то – неохота). Что тут поделаешь… Как уж есть. Но вот, что важно в наше глобалистское время.

Постмодернистское состояние фундаментально соответствует характеру русского человека. Именно он способен ответить на этот вызов и сделать общий выход из этой ямы. Творческая самореализация – это императив XXI века. Но только соединение с императивом сохранения Земли и духовных основ человека, оно вместе способно быть началом поиска будущей модели. Являясь индивидуалистом (а правильнее – обладая личным началом), русский человек сохранил интерес к общему делу. Раньше это происходило в рамках общины. То есть в рамках того «общественного предела», который был доступен человеку, на которое человек мог влиять. Сейчас человек может влиять глобально. И уж во всяком деле, общим делом может быть страна. И надо делать дело, прежде всего дома – в стране. Опять же, как принято у нас.

Удачные социально-экономические механизмы сейчас те, которые позволяют человеку ощущать себя влияющим в стране. Это и будут русские механизмы. На это и работают все механизмы в «4-х моментах» (в том числе «денежный»).

 

В продолжение разговора о «гармоничном распределении доходов».

С одной стороны, заработанная плата должна быть такая, чтобы человек мог спокойно «воспроизводить» свое человеческое и профессиональное достоинство. По своему б’ольшая и по своему м’еньшая зарплата одинаково не способствуют исполнению обязанностей работника. Как это проявляется, зависит от человеческих качеств. Возникающие сложности разрешаются уровнем личности. Но прямой зависимости величины зарплаты и качества работы – нет! Квалификация, талант и порядочность от денег не зависят.

С другой стороны, зарплата должна отражать «вклад» человека, затраты человека на достижение общего результата. Вопрос «вклада» не простой. Но сам принцип должен быть, чтобы не было развращающего влияния, с одной стороны, уравниловки и, с другой стороны, непропорционального возмещения.

И с третьей, зарплата должна быть в одной упаковке со всей финансовой деятельностью предприятия (организации), они должны быть взаимосвязаны.

На решение всех 3-х аспектов «нормального содержания» в одном целом результате и направлено распределение доходов по Золотым кривым.

Есть здесь важный для нас аспект. Нужно снять с человека давление «золотого тельца», эту обеспокоенность за получение нормального содержания, с одной стороны, и обеспокоенность получения всё большего, желания всё большего и большего, с другой. Надо, чтобы человек стал снова спокойно творить, спокойно делать доброе дело и общее дело.

Чтобы снова раскрепостить настоящие человеческие качества, так и надо то всего – чтобы человек ощущал прямую взаимосвязь оплаты всех с деятельностью своей организации. Система зарплаты должна быть прямая, простая и открытая, то есть напрямую и по известному простому принципу. Зарплата должна зависеть от результата деятельности, но и являться основным финансово-экономическим и налоговым показателем, находясь в затратах и итогах.

Конечно, анализ распределения доходов не покажет средства (и обоснованность) получения дохода. Категории Свободы и Справедливости – это выше математики. Это – не обсуждается. Более того, определенный строй этих ценностей присутствует внутри нас, даже когда мы об этом не говорим, но делаем математические построения.

Здесь нет противопоставления; это разные уровни. Речь о другом. Речь о поддержке «человеческого» в социуме. Как, отдавая приоритеты «культурному состоянию человека», все же помочь ему быть таковым и проявить свои потенции? Через какие механизмы социум должен отвечать цели реализации каждого человека? Здесь то и приходится рассматривать формальные вещи. Искать наиболее адекватные сообществу людей механизмы, которые, как представляется, будут поддерживать и более эффективный социум.

 

Единая логика налоговой системы – это первое (обязательное и разумеющееся, как требование системности). Простота (прозрачность, понятность и т.п.) – это второе (и очень важное в период больших реформ). Не кажется ли, что в настоящей ситуации второе требование простоты, к тому же имеющее заряд консолидации, становится очень и очень важным?

Безусловно, из разных вариантов налоговой системы при одинаковом их наполнении бюджета лучше тот, который ведет к консолидации общества. Нужно меньше возможностей (позиций) для разъединения нации. Единство же вернее всего достигается в ясности.

Способность коммерсанта, как и другие способности, связана с психическими особенностями. Склонны к этой деятельности ~10% населения. И они должны быть также «за» реформу. Что еще может привлечь предпринимателей, как не простота фискальных процедур!?

Мне кажется, россиянин, как никто сейчас, с одной стороны хочет ответственности по отношению себя со стороны государства, а с другой стороны, хочет, чтобы его оставили в покое (он устал ото всего). Это желание свободы-ответственности лишается внешней противоречивости, как и у собственно человека, только обретением непосредственности отношений. В данном случае – между государством и гражданами. И, прежде всего в содержании государства гражданами непосредственно.

В ситуациях выхода из кризисов, налоговая система должна быть, во-первых, прагматичная (7 раз просчитанная); но эффективная, устойчивая и перспективная (то есть не на один день), тем самым отвечающая традиции, ментальности. (Это, кстати, касается и инвестиционной системы. И даже больше, чем налоговой…)

Речь не идет об одномоментном введении такой системы. Здесь нужно время и готовность, в том числе под-системы контроля цен и экономическими, и оградительными мерами.

 

Именно в вопросе возможности контроля цен надо разойтись с либералами.

В России, на этих территориях всегда во общее благо был оградительный сверху контроль за ценами. А когда не было (то есть власти забывались), возникали бунты. Надо перестать играть в демократические игрушки. А то на Западе, как припечет, готовы пойти на всё (вспомните меры европейских правительств в недавнем бензиновом кризисе). А как отпустит, начинают поучать…

Благо абсолютной свободы цен, и вообще реальность свободных цен – либеральные фикции. За купцами всегда нужен был глаз. И это вело только к крепости купечества, стабильности хозяйства, благосостоянию народа и авторитету государства.

Только после грамотного введения адекватного контроля цен (с обеспечением механизмов) можно будет делать другие шаги.

 

О «ремиссии прав управления». Один из существующих дестабилизирующих факторов – нелегитимность собственников в глазах массы народа. Разумеется, всякий передел очень нежелателен. Следовательно, искать решение, компромисс надо на другом уровне. Для массы народа таким условием сохранения состоявшегося распределения является только одно (так и не состоявшееся, несмотря на пропаганду либералов) – эффективное хозяйствование на благо России, и добавлю – четкая ответственность за результаты хозяйствования. Других механизмов реализации этого, кроме ремиссии, я пока не знаю. Но это еще и постоянно действующий механизм эффективности! Мало того, это суть национальной инвестиционной системы, ведущей к консолидации в общем деле!

Есть здесь еще один важный момент. Ремиссию оптимально вводить (и это удача ситуации) следом за контролем цен и вместе с простой налоговой системой. Получается общий 2-х компонентный компромисс 2-х макро-субъектов: работников и работодателей. А 3-ий макро-субъект – государство, — должен быть ответственным гарантом.

Но и без вопроса порядка введения эти системы поддерживают друг друга, то есть являются единым целым.

 

Все сферы социума сейчас «разболтаны»: и медицина, и образование, и милиция, и суд. Если кто-то скажет, что это не так, я попрошу его спросить мнение одних из списка о других. И это всех тяготит. Такое комплексное падение нравов людей требует момента «Ч», момента шанса начать жить честно. Этот шанс может быть только одновременным для всех. Что имеется в виду?

Во время проведения реформ, в череде прочих «обнародуемых» планов необходимо сообщить о мерах ужесточения наказаний за преступления, несущие серьезные угрозы функционированию государства (например, конфискация имущества за коррупционные преступления). Это должно вводиться, когда все элементы системы уже начнут работать.

Это важно еще и потому, что кардинальное реформирование пойдет трудно, без некоего внутреннего покаяния, без труда осознания, без изменения себя.

Болезнь (подобная психической) может быть, зашла так далеко и глубоко, что только специфической «встряской» и вернешь в разум и сердце.

Именно постановка сознаний (то есть людей) с внешней стороны (внешней силой) в абсолютно новые условия, причем для всех социальных слоев, причем, прежде всего, 2-х оппонентов и по главным их вопросам – работников и работодателей, — вызовет необходимость пробудиться и понять себя в тех координатах, которые и будут предложены.

Для того, чтобы обострились именно процессы самосознания, экономическая составляющая реформ должна быть очень простой. То есть эта составляющая должна обнажить именно суть отношений 2-х макро-субъектов, коснуться мировоззрения. Я снова говорю о налоговой системе «с доходов граждан», причем распределенным гармонично по «Золотым кривым» в рамках установленного фонда (пропорции, доли от оборота). И одновременно – о ремиссии прав управления.

Все должно быть посчитано, безусловно. Но все – открыто, понятно и обновляюще.

 

И вот ведь еще что важно. Именно эти механизмы соответствуют русской ментальности. Тем самым без ненужных раздражающих разговоров, система выводится на именно русские основы. В этом суть, смысл защиты государствообразующего народа, а, следовательно, государства!

Странный и сложный момент. Ведь действительно, без поднятия русского духа, русской идеи невозможно поднять эти территории. Оформление, самоосознание нужно и русскому духу. Этот подъем, наверное, должен многое объяснить и просто общей человеческой культуре и другим цивилизациям.

Нельзя допустить примитивизации национализма. Нельзя допустить примитивизации восприятия, чтобы национализм опустил человека. Необходимо, чтобы русский человек поднял национализм на уровень мировой культуры.

Чтобы это могло произойти, должна уже быть форма, в которой оформится масса чаяний народа. Необходима общая платформа, общая доктрина, именно общая. То есть такая, в которой четко названы «базовые ценности» (то, что плохо называется «концептуальной властью», потому что власть – предметна, «институальна»; то, что лучше называется «идеологией»). Такая, в которой русские будут объяснены сами себе.

 

Характерный пример примитивизации восприятия – возгласы разрушить настроенные дворцы, или переделить в пользу народа, или вернуться в тот социализм...

Так ведь вслед этим требованиям-желаниям переделить сразу выстроится очередь. И за первыми получателями стоят уже такие же претендующие… Разрушение поднимает наверх только разрушителей. Это, во-первых. А во-вторых, многим, поддерживающим это на словах, надо постараться более четко осознать свое истинное восприятие-желание, а не пользоваться привычными, но вводящими в заблуждение понятиями.

Одномоментный акт передела – это полная ерунда. Это не ведет к устойчивому положению и эффективному развитию. Есть много механизмов гармонизации положения дел к общей пользе. Вообще главное — это есть ли у нас общий путь, и можем ли мы двигаться? Гармоничное развитие – это главное; и уже само движение многое расставит по своим местам. «И те, кто были первыми, станут последними».

 

Мой друг, православный, ждал четкого русского катехизиса от последнего православного собора, ждал осмысленной альтернативы западному своду прав человека, ждал мировоззренческой основы нашей жизни. От нее и можно было бы начать строить.

Но пока у нас этого нет. И мы не можем противопоставить нашу правду, настоящую правду нашего времени, абстракциям идеологии прав человека. И у нас нет пока настоящего национализма…

 

«Нация – превыше всего», «<имя страны> – царица морей», «<имя страны> – знамя свободы» и прочие исторические национализмы – это пройденное, и это не наш национализм. И если когда-то в нашей истории какой-то подобный лозунг звучал (с заменой одного из слов), то за ним всегда ощущалось что-то более фундаментальное.

Можно попробовать обозначить поле нашего национализма – это «космическое предназначение человека» (надеюсь, это не воспринимается технократически утилитарно). В XXI веке важнейшим решением на этом поле должны быть принципы справедливого и мирного существования народов на планете и, как другая сторона этого – всеобъемлющие принципы нашего социально-экономического устройства. И если Россия не найдет ответов на этом поле, возможно это будет трагедией 1 для всего человечества.


·                  1)  Трагедией является всякая пропущенная точка развития.


Сергей А. Алферов, О настоящем национализме // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14060, 07.12.2006

 

Статьи других авторов

На главную

Добавить рекламное объявление
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz