Добавить рекламное объявление

Бегущая по волнам реальность.

 

Журнал Моделист-Конструктор, №3-4 1992 г, стр21.

 

А. КУЗЬМИН,

п. Т и к с и,

Якутская-Саха

 

Почти год назад в редак­цию пришло письмо от Анато­лия Кузьмина из поселка Тикси Якутской АССР. Начина­лось оно ни много ни мало так: «Я изобрел новый двига­тель для движения по водной поверхности с большой ско­ростью».

 

Надо признать, что подоб­ные слова автора неизменно вызывают настороженность, особенно если касаются та­ких досконально исследован­ных древних областей, как движение по воде. Богатый редакторский опыт, к сожале­нию, говорит — в 99 случаях из 100 столь смелые заявле­ния сопровождаются... описа­ниями всем известных прин­ципов либо попросту техниче­ски безграмотны и не выдер­живают никакой критики.

 

В данном случае не вызы­вало редакторского энтузиаз­ма и приложение к письму. Оно состояло из одного листа бумаги с двумя нарисован­ными «детскими» проекциями гипотетического катера, име­ющего в носовой части то ли гребные, то ли автомобиль­ные колеса с «зубчиками-грунтозацепами ».

 

Короче, из-за того, что в письме приводились резуль­таты экспромт-эксперимента, проведенного буквально в бочке с дождевой водой и с применением электродрели в качестве двигателя, было ре­шено в соответствии с поже­ланиями автора поместить материал в рубрике «Внима­ние, эксперимент» (рассчи­танной в основном на спорт­сменов-моделистов). В ре­дакционном «портфеле» под­готовленных предложений для данной рубрики немало, и письмо Анатолия лежало бы, дожидаясь своей очереди, если бы не одна из публика­ций в журнале «Изобрета­тель и рационализатор»...

 

Однако позвольте растя­нуть удовольствие и расска­зать обо всем остальном не­сколькими номерами позже. А пока представим вам более чем заманчивую возможность додумать и понять все тонко­сти (а заодно и перспекти­вы) изобретения самим. Че­рез пару месяцев вы сможе­те сравнить результаты своих размышлений с нашими. Сей­час же редакция горячо позд­равляет А. Кузьмина с на­стоящей конструкторской на­ходкой и позволяет себе пред­варить материалы словами: ВНИМАНИЕ, СЕНСАЦИЯ!

 

/***/

 

Принцип действия нового движителя очень прост. На тонком диске-роторе по окружности закреплены небольшие крылья под углом 5—10°. Ротор частично погружен в воду. При его вращении создается подъемная сила, выталкивающая движитель из воды и одновременно движущая аппарат вперед.

 

Я испытал модель роторного движителя: результаты превзошли все ожидания. Я был в восторге!

 

Проверочная модель была несложна: диск диаметром 160 мм на длинном валу, зажатом в патроне электродрели. По окружности диска припаяны 16 треугольных крыльев, размах которых равен 20 мм, а хорда 35 мм. Установочный угол составляет 10°. При включении электродвигателя ротор буквально выскакивал из воды.

 

Роторный водный движитель

 

Замеры показали — при 800 об/мин подъемная сила составляет около 300—400 гс, причем наибольшее ее значение достигается при заглублении ротора на 0,2—0,15 диаметра. Одновременно развивается и значительная тяга — порядка 300 гс. Однако выявилась и неожиданная сторона — в ряде случаев ротор начинал прыгать. Хочу обратиться к энтузиастам с предложением предпринять попытку построить действующую модель с роторным движителем или катер. Рискну кое-что посоветовать тем, кто отважится на это дело: двигатель должен быть достаточно мощным, а вес аппарата небольшим. Частота вращения ротора — максимальная из расчета того, что на начальном этапе подъема аппарата из воды сопротивление вращению может оказаться значительным, а после выхода на режим хода оно резко падает. Нужно еще учесть, что при сбросе оборотов на высокой скорости движения  возможно «проваливание» носовой части катера с резким торможением — при высоком положении центра тяжести аппарата не исключается опрокидывание его через нос.

 

Хотелось бы отметить такие потенциальные положительные качества движителя, как (кроме простоты конструкции, возможности создания очень быстроходных судов с крайне малой осадкой и малым временем торможения)... некоторая амфибийность проекта. Ведь при достаточной прочности роторов катер сможет сам выходить на берег,  выскакивая из воды!

 

Проект катера с роторным движителем.

Возможно, при испытаниях проявятся и  отрицательные  стороны:   шумность работы, брызгообразование, возможность повреждения лопаток находящимися  в  воде  посторонними предметами, необходимость в защитных кожухах. К недостаткам можно отнести и применение мощного двигателя и как следствие большой расход горючего *. Но, думаю, положительные качества нового движителя смогут перекрыть недостатки.

 

Проект   послан   на   рассмотрение   в ВНИИПГЭ,   жду   решения.   А   пока надеюсь, что идея многих заинтересует. Ведь давно уже не было ничего новенького в таком древнем деле, как судостроение.

 

А. КУЗЬМИН,

п. Т и к с и,

Якутская-Саха

 

* Здесь автор явно недооценивает свое изобретение, так как по пропульсивным качествам (это аналог коэффициента по­лезного действия, но для судового движите­ля), похоже, оно превосходит все ранее известные типы. {Ред.)

 

 

Статьи других авторов

 

На главную

 

Добавить рекламное объявление
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz