Бегущая по волнам реальность.
Журнал Моделист-Конструктор, №3-4 1992 г, стр21.
А. КУЗЬМИН,
п. Т и к с и,
Якутская-Саха
Почти год назад в редакцию пришло письмо от Анатолия Кузьмина из поселка Тикси Якутской АССР. Начиналось оно ни много ни мало так: «Я изобрел новый двигатель для движения по водной поверхности с большой скоростью».
Надо признать, что подобные слова автора неизменно вызывают настороженность, особенно если касаются таких досконально исследованных древних областей, как движение по воде. Богатый редакторский опыт, к сожалению, говорит — в 99 случаях из 100 столь смелые заявления сопровождаются... описаниями всем известных принципов либо попросту технически безграмотны и не выдерживают никакой критики.
В данном случае не вызывало редакторского энтузиазма и приложение к письму. Оно состояло из одного листа бумаги с двумя нарисованными «детскими» проекциями гипотетического катера, имеющего в носовой части то ли гребные, то ли автомобильные колеса с «зубчиками-грунтозацепами ».
Короче, из-за того, что в письме приводились результаты экспромт-эксперимента, проведенного буквально в бочке с дождевой водой и с применением электродрели в качестве двигателя, было решено в соответствии с пожеланиями автора поместить материал в рубрике «Внимание, эксперимент» (рассчитанной в основном на спортсменов-моделистов). В редакционном «портфеле» подготовленных предложений для данной рубрики немало, и письмо Анатолия лежало бы, дожидаясь своей очереди, если бы не одна из публикаций в журнале «Изобретатель и рационализатор»...
Однако позвольте растянуть удовольствие и рассказать обо всем остальном несколькими номерами позже. А пока представим вам более чем заманчивую возможность додумать и понять все тонкости (а заодно и перспективы) изобретения самим. Через пару месяцев вы сможете сравнить результаты своих размышлений с нашими. Сейчас же редакция горячо поздравляет А. Кузьмина с настоящей конструкторской находкой и позволяет себе предварить материалы словами: ВНИМАНИЕ, СЕНСАЦИЯ!
/***/
Принцип действия нового движителя очень прост. На тонком диске-роторе по окружности закреплены небольшие крылья под углом 5—10°. Ротор частично погружен в воду. При его вращении создается подъемная сила, выталкивающая движитель из воды и одновременно движущая аппарат вперед.
Я испытал модель роторного движителя: результаты превзошли все ожидания. Я был в восторге!
Проверочная модель была несложна: диск диаметром 160 мм на длинном валу, зажатом в патроне электродрели. По окружности диска припаяны 16 треугольных крыльев, размах которых равен 20 мм, а хорда — 35 мм. Установочный угол составляет 10°. При включении электродвигателя ротор буквально выскакивал из воды.
Замеры показали — при 800 об/мин подъемная сила составляет около 300—400 гс, причем наибольшее ее значение достигается при заглублении ротора на 0,2—0,15 диаметра. Одновременно развивается и значительная тяга — порядка 300 гс. Однако выявилась и неожиданная сторона — в ряде случаев ротор начинал прыгать. Хочу обратиться к энтузиастам с предложением предпринять попытку построить действующую модель с роторным движителем или катер. Рискну кое-что посоветовать тем, кто отважится на это дело: двигатель должен быть достаточно мощным, а вес аппарата небольшим. Частота вращения ротора — максимальная из расчета того, что на начальном этапе подъема аппарата из воды сопротивление вращению может оказаться значительным, а после выхода на режим хода оно резко падает. Нужно еще учесть, что при сбросе оборотов на высокой скорости движения возможно «проваливание» носовой части катера с резким торможением — при высоком положении центра тяжести аппарата не исключается опрокидывание его через нос.
Хотелось бы отметить такие потенциальные положительные качества движителя, как (кроме простоты конструкции, возможности создания очень быстроходных судов с крайне малой осадкой и малым временем торможения)... некоторая амфибийность проекта. Ведь при достаточной прочности роторов катер сможет сам выходить на берег, выскакивая из воды!
Проект катера с роторным движителем.
Возможно, при испытаниях проявятся и отрицательные стороны: шумность работы, брызгообразование, возможность повреждения лопаток находящимися в воде посторонними предметами, необходимость в защитных кожухах. К недостаткам можно отнести и применение мощного двигателя и как следствие — большой расход горючего *. Но, думаю, положительные качества нового движителя смогут перекрыть недостатки.
Проект послан на рассмотрение в ВНИИПГЭ, жду решения. А пока надеюсь, что идея многих заинтересует. Ведь давно уже не было ничего новенького в таком древнем деле, как судостроение.
А. КУЗЬМИН,
п. Т и к с и,
Якутская-Саха
* Здесь автор явно недооценивает свое изобретение, так как по пропульсивным качествам (это аналог коэффициента полезного действия, но для судового движителя), похоже, оно превосходит все ранее известные типы. {Ред.)