Русский манифест
Добавить рекламное объявление

 

 

Русский манифест. Путь к справедливому строю

23.12.2007 г.

http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=275&Itemid=39

 

Разработчик - Ассоциация независимых  ученых «России»           
Работа над Манифестом выполнялась в течение 10 лет, с 1997 года. Данный коллективный документ читатель может сравнить с разработкой проф. В.Н.Ильина "Манифест русской цивилизации" Ч.1 Манифеста ЗДЕСЬ , Ч.2 ЗДЕСЬ, Ч.З ЗДЕСЬ, который был также недавно опубликован нами.

 Промежуточные варианты и отдельные разделы представлялись участникам Международной конференции «Глобальная катастрофа - миф или реальность?» (Москва, Горки Ленинские, 1998 г.), Международного форума по качеству жизни (Москва, 2004 г.), Международного конгресса «Этика и гуманизм» (Крым, 2005 г.), Российского научного экономического собрания (Москва, 2007) и др. Материалы Манифеста широко обсуждались в прямом эфире радио «Свободная Россия» и «Народное радио»,  на многочисленных научных конференциях, в  научной печати и СМИ.  

     В работе на разных этапах принимали участие более ста ученых различных направлений: философы, социологи, экономисты, психологи, географы, этнологи, врачи, демографы и др. В их числе - Венедиктов Д.Д., д.м.н., проф., чл.-корр. РАМН;  Волконский В.А. д.э.н., проф.; Гундаров И.А. д.м.н., к.ф.н., проф., академик РАЕН (руководитель проекта); Гурова Р.Г. д.ф.н., к.т.н., проф.; Даниленко И.С. д.ф.н., проф.; Ерасов Б.С. д.ф.н., проф., академик РАЕН; Костин Г.В. д.т.н., академик РАЕН;  Крутько В.А. д.т.н., к.б.н., проф.; Кутейникова З.А., к.т.н.; Лищук В.А. д.б.н., проф.;  Львов Д.С. д.э.н., проф., академик РАН; Мелкумова Е.Р. к.э.н.; Минин Б.А. д.э.н., к.т.н., проф.; Пирогов Г.Г. д.ф.н.; Попов В.Д. д.ф.н.,проф.; Пригарин А.А. к.э.н.;  Пунтус В.И. к.ф.н.; Рудинский Ф.М. д.ю.н., проф.; Рудников В.А. к.э.н.; Тюриков А.Г. д.с.н., проф.; Хорев Б.С., д.г.н., проф.; Чернавский Д.С. д.э.н., проф., академик РАЕН; Шевченко Б.П. к.м.н.; Шелепин Л.А. д.э.н., проф.;  Шмаков В.И. к.с.н.; Эрекаев В.Д. к.ф.н.; Югай Г.А., д.ф.н., проф., академик РАЕН; Баханцов М.Д. к.ф.н. (Украина); Аугустат В. (Австрия) и др. 

     1. Закат либеральных надежд

     Человечество вступило в XXI век. Какое место займет Россия в меняющемся мире? В 1993 г. в результате государственного переворота и буржуазной революции Россия пошла путем либеральных реформ. Насколько их итоги удовлетворили потребности людей в свободе, справедливости, достатке? Ответом явился взлет смертности и спад рождаемости, вызванные потерей смысла жизни, ростом разочарования, озлобленности, безысходности.

     Приход главы государства, выразителя идей патриотизма и государственности, но сторонника либерального курса, не улучшил ситуацию по главным направлениям. Народ по-прежнему вымирает, несмотря на развертывание национальных проектов. Если при первом президенте России численность коренного населения уменьшилось на 6 миллионов граждан, то при втором на 7 миллионов - цена либеральных надежд верховной власти.  Кажущийся экономический успех объясняется высокими ценами на газ и нефть, тогда как уровень промышленного производства достиг к 2007 г. всего 78% от 1990 г., сельского хозяйства - 77%, и темпы экономического роста - предпоследние в СНГ. Продолжается разрушение науки и культуры. Образование и здравоохранение деградируют под давлением рынка. Преступность выросла за последние годы в 1,5 раза, а число заключенных и содержащихся в исправительных колониях превысило 2 млн. человек. 

     В странах Балтии и Восточной Европы реставрация капитализма тоже не привела к ожидаемым результатам. Темпы развития экономики не превышают дореформенных. Произошло драматическое увеличение преступности, самоубийств, смертности, снижение рождаемости.

     После распада Советского Союза мировое сообщество обнаружило, что оказалось не у порога всеобщей гармонии. Острота геополитических проблем многократно возросла. Финансовые кризисы потрясают мировые рынки. Во многих богатых странах сворачиваются социальные программы, увеличились безработица, преступность, низкая рождаемость не обеспечивает простого воспроизводства населения. Империализм по-прежнему готов ради сверхприбылей на любые преступления - неофашистская теория «золотого миллиарда», циничные бомбардировки Югославии, попрание норм ООН в Ираке. Расходы западных государств на гонку вооружений приближаются к рекордному уровню в триллион долларов.

     Становится все более очевидным, что основные причины глобальных бед - в неадекватности либерального образа жизни современному уровню интеллектуального и культурного развития человечества. Неприятие империалистического диктата молодежью развитых государств доказывается маршами антиглобалистов. Рост международного терроризма есть извращенная реакция людей против несправедливости жизни на планете. Мир снова оказался перед выбором пути в будущее, осознавая ущербность не только бюрократического социализма, но и демократического капитализма.  

2. Мы никому не проиграли

     Победы и поражения бывают тактические и стратегические. Нам упорно внушали все эти годы, подавляя волю к победе, что советский народ оказался стратегически побежденным, проиграв экономическое и идеологическое соревнование с Западом. Но о какой экономической причине распада СССР может идти речь, если его потенциал был настолько огромным, что даже после десятилетия тотального развала подушевой ВВП России остается выше современного Китая. В идейных спорах 70-80-х годов мы сами отчетливо понимали, что Верховный Совет перестал быть органом народовластия, режим КПСС превратился в тормоз политического прогресса, трудящиеся отстранены от результатов своего труда, в экономике накопилось множество опасных дефектов. Общество все более осознавало необходимость исправления накопленных ошибок и перехода к следующему этапу исторического развития.

     Однако обнаружилось, что ни власть, ни общество не имели Проекта нового пути, которого нет и до настоящего времени. Задача оказалась слишком сложной - ведь речь идет о выработке вектора развития человечества. В такой ситуации удалось легко навязать стране курс «Вашингтонского консенсуса», убедив руководителей государства, что иного - не дано. Запад сам в это твердо верил, считая неолиберализм  передовым течением экономической мысли.

     Мы прошли указанным нам путем, итоги которого настолько разрушительны, что кажутся поражением. В действительности же тяжелые тактические потери лишь подтверждают нашу стратегическую правоту - капитализм и коммунизм есть пройденные этапы истории. Они были необходимы в свое время, дав мощный импульс социальному прогрессу. Однако современное человечество переросло обе «одежды». На повестку дня все острее встает вопрос: «Какой общественный строй должен прийти взамен?» Запад не дал на него ответа.

     Вызов принимает Россия - уникальное содружество народов, сумевшее за 150 последних лет пройти через семь экономических формаций («рабство», феодализм, капитализм, военный коммунизм, НЭП, государственный социализм, снова капитализм), шесть форм государственного устройства (абсолютная монархия, конституционная монархия, парламентская республика, Советская республика, власть КПСС, президентская республика) и три вида политических режимов (тоталитарный, анархический и демократический).

     Ни одна страна в мире не располагает таким богатым опытом, бесценным при выборе стратегии развития человечества. И это не поражение в «холодной войне», а трудный поиск исторической альтернативы. Мы никому не проиграли, пройдя свой жертвенный путь, чтобы окончательно убедиться в тупиковости либерального курса. «Вашингтонскому консенсусу» противопоставляется исторически превосходящий его «Русский манифест», провозглашающий Проект гуманного, справедливого и экономически эффективного строя. 

     3. Принципы социогуманизма

     Никто не доказал, что кроме капитализма и коммунизма у человечества не могут появиться иные модели общественного устройства. Чтобы идея нового строя не оказалась утопичной, она должна соответствовать вектору исторического прогресса. Таковым общепризнанно считается гуманизация человеческого бытия. Гуманизм есть признание ценности Человека, его права на личное счастье, свободу и социальное совершенствование как главного критерия гармоничного общества.

     Человек имеет двойственную природу, являясь одновременно существом индивидуальным и коллективным, материальным и духовным и т.д. Поэтому гуманистический строй должен соответствовать широте противоречивых человеческих потребностей, обеспечивая их гармоничное функционирование и развитие. Капитализм отдает предпочтение личности и экономической эффективности, а коммунизм - обществу и социальному равенству. Значит, оба они лишь отчасти выражают интересы населения, будучи в ряде других отношений антигуманными.

     Для достойной жизни нужен новый строй, обеспечивающий гармонию противоречивых сторон:

     - здесь, как в семье, личность свободна настолько, насколько ее права не вступают в конфликт с правами другой личности и общества в целом;

     - культура есть такой же двигатель истории, как и производительные силы. Законы нравственности фундаментальны;

     - люди стремятся не только к удовлетворению материальных нужд, но и к достижению высоких идеалов. Они нуждаются не только в спокойствии и уверенности в завтрашнем дне, но также в стремлении к неизвестному с его неопределенностью и потерями; 

     - хозяином страны является все население, а власть - его служанка, которая, в то же время, управляет обществом и находится под его контролем;

     - то, что досталось людям от природы, принадлежит каждому и всем;  

     - права человека включают не только свободу слова, но также гарантию на желанный труд и оплату по труду, полноценное образование и здравоохранение, комфортное жилище и качественную юридическую защиту; 

     - удовлетворение интересов живущего поколения не должно оскорблять мудрости традиций предков и наносить экологический ущерб еще не родившимся потомкам;

     - патриотизм и интернационализм не исключают, а обусловливают друг друга. Невозможно стране жить счастливой, если вокруг страдают народы;

     - гарантируется свобода религиозной и атеистической деятельности. Церковь отделена от государственных институтов, но может оказывать влияние на жизнь общества силой своих идей;

    - человек бывает не только великим, но и низменным. Людские пороки особенно опасны на высших уровнях государственного управления, что требует эффективных механизмов контроля со стороны народа над верховной властью;

    - недопустимо достигать гуманные цели антигуманными средствами. Цель и средства не должны исключать друг друга.

     Устройство общественной жизни на перечисленных принципах есть строй этического гуманизма, или социогуманизм. Он сложнее в управлении, чем капитализм или коммунизм, поскольку не отдает всё на откуп только одной из полярных сторон. Во всех проявлениях жизни вместо метафизического «или-или» требуется диалектическое «и-и», обеспечивающее поиск совместимых противоположностей и нахождение оптимальных пропорций между ними. За счет такого объединения энергий полюсов общество приобретает значительно больший созидательный эффект, чем при однополярном существовании.  

4. Качество жизни как цель прогресса

     Все прежние века общество развивалась по законам исторического материализма, подчиняясь действию «слепых» материальных процессов - взаимодействию производительных сил, производственных отношений и надстройки. Здесь бытие определяло сознание.

     При социогуманизме исторический прогресс начинает подчиняться влиянию интеллектуальных и духовных сил человека. Возникает ноосфера, где не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие. Становится реальностью социальное проектирование, разрабатывающее контуры потребного будущего и определяющее стратегические цели развития человечества. По степени приближения к ним осуществляется сознательный контроль народа над эффективностью текущего политического управления.

     Экономические показатели (уровень жизни) для этого недостаточны, поскольку не отражают состояние самого человека, насколько ему уютно в окружающем мире. Более объемной целью предлагается качество жизни (КЖ). Оно показывает, насколько люди ощущают себя комфортно, счастливо. КЖ рассчитывается как соотношение между уровнем благосостояния и запросами людей, между достигнутым достатком и тем, что хотелось бы иметь. В результате счастье человека зависит от экономических условий, примерно, на 40%, а на 60% - от духовных факторов (культура, образование, мораль и др.). Тем самым, при социогуманизме роль экономики не отрицается, но она переходит из целей в средство. Целью жизни становится создание такого общественного устройства, который обеспечивает населению достижение высокого качества жизни.

     Чтобы не превратиться в популистский лозунг, а быть инструментом государственного управления, своеобразным компасом социального комфорта, КЖ должно иметь четкие индикаторы. Таковыми являются базовые человеческие ценности:

1) продолжительность жизни и здоровье,

2) рождаемость и воспроизводство рода,

3) удовлетворенность жизнью (крайняя степень неудовлетворенности - самоубийства),

4) духовное состояние населения, оцениваемое по соблюдению нравственных заповедей: «не убий» (убийства), «не укради» (кражи), «не прелюбодействуй» (разводы), «почитай родителей» (брошенные старики), «заботься о потомстве» (оставленные в роддомах дети) и др.

5) экологическая устойчивость окружающей природы.

      Тем самым, повышение качества жизни становится целью, объединяющей всех. Её параметры способны служить не только ориентиром социального прогресса, но и его условием, если решаются иные важные задачи. Но в любом случае никакие действия государства не должны вести к ухудшению базовых показателей сверх пороговых значений. Они есть те «красные флажки», за которые власть не имеет права заступать.

      Контроль над индикаторами качества жизни не позволит и самому обществу сорваться в безумство коллективного эгоизма. На этом пути к гуманистическому строю Россия способна объединить человечество, став мировым лидером в достижении высокого КЖ. Осуществить такую задачу вполне реально, поскольку в 60-х годах прошлого столетия СССР уже был первым среди развитых государств мира, имея самые низкие уровни смертности, преступности, самоубийств, наряду с передовыми научно-техническими и культурными достижениями.  
 

5. Государство народовластия

      Для достижения высокого качества жизни человек должен чувствовать себя «хозяином необъятной Родины своей». Гарантировать это населению способна сильная государственная власть, которая формируется самим народом, выражает его интересы и контролируемая им. Это есть народовластие, или народная демократия - власть большинства, уважающая, в то же время, мнение меньшинства.

      Прежде в истории существовали рабовладельческая демократия (для большинства свободных граждан), демократия вольных городов (для большинства имущих горожан), буржуазная демократия (для большинства владеющих капиталом), номенклатурная демократия (для большинства номенклатуры). В современной России государственный аппарат есть политические менеджеры, «нанятые» для выражения интересов нынешнего хозяина страны - капитала. Более 95% населения, не являющиеся членами политических партий, лишены прав выдвижения во власть своих кандидатов, так как не могут преодолеть имущественный ценз в виде дорогостоящих сборов подписей и затрат на ведение предвыборной компании.

      Народная демократия начинается с реального права каждого гражданина на выдвижение в представительную власть достойного кандидата, проживающего вместе с ним не менее пяти лет на определенной территории, где информация о всех жителях доступна окружающим. Выдвижение, обсуждение и выборы проводятся путем открытых дискуссий на общих собраниях соответствующих территориальных объединений. В результате формируется Депутатский корпус России численностью 35-40 тысяч человек, наиболее честных и умных граждан, радеющих за благо народа и умеющих делать дело.

      Депутатский корпус формирует внутри себя методом «делегирования» уровни представительной власти (муниципальный, региональный, городской и др.). Первым уровнем служат муниципальные Советы. Они обладают широкими правами самоуправления и достаточным для этого бюджетом. Муниципалитеты делегируют депутатов в Советы следующего уровня, те - следующего, вплоть до Высшего Совета России. Делегирование осуществляется через полгода после формирования соответствующего управленческого блока, чтобы его члены могли лучше узнать друг друга по работе и отобрать наиболее подходящих для выдвижения на следующий этап.

      Высший Совет России, численностью 450-500 человек, есть верховный орган государства, определяющий стратегию внутреннего развития и формирующий курс внешней политики. Для оперативного управления между заседаниями Высшего Совета он избирает президиум и Председателя президиума. Председатель президиума является Верховным главнокомандующим.

      Главной функцией Советов служит утверждение законов и контроль над их исполнением. В законодательной иерархии нижестоящие Советы обладают реальным правом отзыва направленных ими депутатов в вышестоящие уровни. Лишить депутата его мандата могут жители территории, от которой он выдвигался, что гарантируется соответствующими условиями (финансовыми, организационными и др.), прописанными в Конституционном законе.

      Исполнительская деятельность обеспечивается вертикалью исполнительной власти. Для ее формирования избирается Президент, который назначает состав кабинета министров (Правительство) и руководит им. Технология выдвижения и избрания Президента, сфера его компетенции, форма взаимодействия с Высшим Советом и Председателем президиума могут быть разными, в зависимости от предпочтений населения.

      Советы каждого уровня создают Исполнительные комитеты. Сначала назначается председатель Исполнительного комитета (при уровне выше муниципального - по согласованию с Правительством). Председатель исполкома нанимает требуемых профессионалов по разным направлениям работы. Исполком имеет двойное подчинение: по вертикали - вышестоящему Исполкому, а по горизонтали - своему Совету.

      Состав Верховного суда и Конституционного суда утверждается Высшим Советом России из кандидатов, представляемых Всероссийским съездом судей страны.

      Контроль над деятельностью верховной власти, включая Председателя президиума и Президента, осуществляет Народный собор, собирающийся каждый год в составе тысячи человек из членов Депутатского корпуса.

      Политическим партиям отводится в такой государственной структуре роль общественных идеологических центров, кузниц кадров, площадок для представления населению своих программ социально-экономического развития и претендентов в народные депутаты.

     Система народной демократии наиболее гуманистична, эффективна, нетрудоемка, устойчива против подкупа и манипулирования со стороны политических партий, государства, СМИ. Поэтому её ликвидировали при авторитарном режиме в СССР и не допускают к использованию в буржуазных государствах. 
 

6. Диктатура социальной политики

     Россия - социальное государство, политика которого должна быть направлена на удовлетворение интересов народа не по остаточному принципу, а в качестве главной обязанности власти. В стране имеется достаточно богатств, позволяющих гарантировать каждому гражданину России его естественное право - что бы ни случилось в жизни, никто не окажется в унижающей бедности. Всем предоставляются необходимые возможности реализации творческого потенциала.

     Для этого из общественных фондов осуществляется бесплатное удовлетворение базовых жизненных потребностей: подушевые нормативы жилой площади, жилищно-коммунальное обслуживание, общественный транспорт, юридические услуги, здравоохранение, дошкольное воспитание, среднее и высшее государственное образование, детский летний отдых. В этом заключаются гарантии социальной справедливости всему населению.

     Одновременно каждому предоставляется свобода повышения индивидуального благосостояния за счет собственного труда, пропорционально его количеству и качеству. 

     Воспитание детей приравнивается к профессиональному труду, и мать (или отец) получает за это заработную плату в размере не менее среднего трудового дохода по стране. Дополнительно на каждого ребенка до 18 лет предоставляется пособие не ниже прожиточного минимума.

     Разница в уровнях благосостояния различных слоев населения гармонизируется прогрессивной шкалой налогов на доходы и имущество.

     Отменяется коммерческая тайна в отношении крупных финансовых операций и обеспечивается возможность контроля над ними со стороны общественных организаций.

     Государство законодательно обеспечивает деятельность профсоюзов на предприятиях любых форм собственности.

     Финансирование фундаментальной и прикладной науки осуществляется в объеме, необходимом для решения как научных, так и жизненно важных проблем, обеспечивая передовые позиции в мировой интеллектуальной конкуренции.

     Выпускникам вузов предоставляется помощь в трудоустройстве по специальности.

     Государство стремится к всестороннему приобщению людей к высоким духовным ценностям, запрещается пропаганда жестокости, стяжательства, порока.

     Социальная сфера (культура, образование, воспитание, наука, спорт, здравоохранение) обеспечивается финансированием на необходимом для эффективного развития уровне. Оплата труда бюджетников должна быть конкурентоспособной  с негосударственными учреждениями. 
 

7. Экономика здравого смысла

      Народ самой богатой страны мира - России, должен иметь высочайший уровень жизни на планете. Для этого экономика социогуманизма решает три главные задачи: а) обеспечение всем возможности трудиться согласно личным вкусам и способностям, б) раскрепощение творческого потенциала человека, делая его хозяином своего труда, в) полное удовлетворение потребностей людей в качественных товарах и услугах по меньшим ценам и при сохранении экологического благополучия. Это есть здравый хозяйственный смысл.

      Способности и потребности людей различаются: одни предпочитают совместный труд на общих предприятиях, другие - в одиночку на базе собственных средств производства. Поэтому, в отличие от капитализма, где священна только частная собственность, и коммунизма, где священна только государственная собственность, для социогуманизма любая форма собственности является священной, если она справедливо приобретена и выполняет требования здравого хозяйственного смысла.

      Таким критериям соответствует экономика с трехсекторной собственностью: общенародной, коллективной и частной. Способ регулирования - планово-рыночный, учитывающий как специфику долгосрочных трудовых циклов и больших производственных комплексов, так и быстро меняющихся производств с небольшим количеством участников.

      Общенародная собственность включает землю, природные ресурсы, энергосистему, общественный и государственный транспорт, связь, предприятия ключевых отраслей, военную промышленность, инфраструктуру и материально-техническую базу образования, науки, здравоохранения, культуры. Она обеспечивает до двух третей валового внутреннего продукта страны. Сельскохозяйственная земля не продается, но может передаваться в долгосрочную аренду или пожизненное пользование с гарантированным правом наследования тем, кто ее эффективно обрабатывает.

      Управление общенародной собственностью осуществляется государственным аппаратом по поручению народа. Для этого используются разнообразные способы: директивное и индикативное планирование, конкурсные задания, обеспечение адекватного паритета цен, защита отечественных производителей и др. Государство может сдавать в аренду предприятия, давать концессии на разработку недр, сохраняя у себя право контрольных функций, в том числе за экологической безопасностью и объемом рентных отчислений от добываемых природных ресурсов.

      За счет использования общенародной собственности и налоговых поступлений из других секторов экономики создаются общественные фонды. Они предназначены обслуживать интересы страны в целом: движение по пути научно-технического прогресса, функционирование систем национальной безопасности, формирование необходимых стратегических резервов, накопление пенсионного фонда, развитие культуры, образования, здравоохранения, спорта и др. Размеры фондов и характер их распределения должны быть «прозрачными» для общественного контроля.

      Коллективная собственность представлена народными предприятиями (кооперативы, артели и др.), где вся прибыль принадлежит самим работникам. Такие предприятия базируются на неделимом имуществе, которое может быть: а) передано им во владение от государства по договору, б) получено в аренду, в) приобретено в коллективную собственность. Каждый член трудового коллектива является долевым собственником общего капитала, и его доля не может быть отчуждена без добровольного согласия. Совместные труженики обладают правом самостоятельного планирования производства, формирования органов самоуправления, выбора или найма руководителя, определения уровня заработной платы и отчислений в фонд развития. Передача работникам прав распоряжения произведенным продуктом служит мощным стимулом повышения производительности труда. Строй «цивилизованных кооператоров» воспитывает уважению к творческому труду и взаимопомощи, способствует достижению социального согласия, противостоит экономической преступности. В развитых странах Запада экономическая демократия находит все более активную поддержку населения и правительств.

      Значение самоуправляемых предприятий в то же время нельзя переоценивать. Там, где результаты деятельности могут быть определены лишь в конце многолетнего труда (фундаментальная наука, подготовка кадров и др.) или их трудно перевести в количественные показатели (образование, здравоохранение и др.), работнику выгоднее получать твердую заработную плату. В условиях недостаточной конкуренции, когда групповой эгоизм может доминировать над трезвым расчетом (естественные монополии и др.), более эффективным выступает государственное регулирование. Там, где создание сложных производственных систем (ракетно-космическая отрасль, электроэнергетика и др.) требует централизованного руководства целостным комплексом, нерационально опираться на самоуправляемые предприятия. В остальных ситуациях их предпочтительность несомненна.

      Частный сектор представлен индивидуальной и семейной собственностью. Здесь  может происходить разделение тружеников на хозяев, владеющих средствами производства, и наемных работников. Коллективный и частный секторы активно действуют в сельском хозяйстве, сфере услуг, оптово-розничной торговле, в легкой промышленности. Управление осуществляется преимущественно рыночными механизмами. В их задачу входит обеспечение мобильных экономических потребностей общества и удовлетворение индивидуальной деловой активности.

      Между различными экономическими секторами и разными способами управления существуют тесные связи и взаимные переходы. Частные фирмы могут передавать право распоряжения собственностью работникам и активно использовать инструменты внутрифирменного планирования. Государство не только издает законы и следит за их исполнением, но также действует в роли самостоятельного субъекта рынка, выигрывая в открытой конкуренции у частника на многих направлениях .

      В результате хозяйственная система социогуманизма предстает не одномерной (левая, правая или центристская), а многомерной, где пропорции секторов определяются не классовыми интересами, а здравым хозяйственным смыслом. Благодаря этому генерируется эффект «экономического чуда».

      Первое экономическое чудо ХХ века в виде трехсекторной планово-рыночной модели существовало в СССР с 1921 до 1927 гг. как новая экономическая политика (НЭП). Величина ежегодного промышленного роста тогда составляла более 40 процентов. Даже после восстановления разрушенного войной хозяйства темпы оставались высокими, в 1925 г. - 60 процентов. Доходы работающих увеличились в три раза. Значительно улучшилось качество жизни. Удалось остановить вымирание народа, длившееся от Первой мировой войны, и естественный прирост населения стал выше дореволюционного.

      Позднее опыт планово-рыночного хозяйства использовался в США при выходе из депрессии начала 30-х годов, при восстановлении послевоенной Германии, в возрождающейся Японии. В наше время идеи НЭПа успешно применяются в наиболее динамичных экономиках Китая, Тайваня, Вьетнама, Индии.  

      8. Контроль общества над властью

     Кроме экономической формации и государственного устройства важную роль для качества жизни играет политическая атмосфера в стране, или стиль поведения руководителей. Это то, что называется политический режим. В ХХ веке российская бюрократия, владея основными государственными рычагами, превратилась в самостоятельный класс, неподконтрольный обществу и ведущий отчаянную борьбу за свое господство. В СССР он назывался партийной номенклатурой, сейчас именуется партией власти.

     Для адекватного контроля над политикой государства народ должен иметь механизм прямого влияния на верховную власть. Главная задача такого контроля - не преследование за ошибки, а предупреждение их появления или прогрессирования. Предыдущие попытки в данном отношении оказались неэффективными. Диктатура пролетариата превратилась в культ личности. Народный контроль требовал контроля над самим собой. Надежды на СМИ, выборы и референдум не оправдались: первые сильно зависят от денег и административного ресурса, вторые легко превращаются в фарс, третий есть слишком дорогое удовольствие для частого использования.

     При социогуманизме станет действовать механизм обратной политической связи, когда пребывание во власти напрямую зависит от благополучия общества. Для этого Председатель президиума и Президент ежегодно отчитываются перед Народным собором о динамике качества и уровня жизни населения. Статистические данные по требуемым параметрам представляет Госкомстат. Их анализ проводится Национальным советом экспертов, выбираемым ежегодно из общего состава ученых России. Если результаты государственной деятельности приближаются к цели, значит, управление осуществляется правильно. При ухудшении ситуации сверх допустимых пределов оба высших руководителя отправляются в отставку решением Народного собора. Система управления по конечному результату станет действовать и в субъектах РФ.

      Введение ответственности власти за результаты своей деятельности позволит обеспечить прорыв к политическому управлению нового типа, основанному на законах социальной эргономики. Всякие действия государства должны быть эргономичными, то есть соответствовать духовным потребностям и текущим интересам людей. Любые политические силы, приходящие к власти, окажутся вынужденными проводить преемственную государственную политику, исходя из национальных интересов и потребностей граждан. Общество становится главным распорядителем собственной жизни, поскольку осуществляться будут лишь действия, что не противоречат его интересам.

      Тем самым удастся преодолеть жестокость революций - объективных механизмов прогресса. Без революций, как скачков в развитии природы, общества и познания, невозможно рождение новых качеств. Этим они отличаются от государственных переворотов - простой смены политических режимов (в традиционной или «цветной» форме), не затрагивающих основ общественного устройцства. Социогуманизм не отменяет революций, а делает их безболезненными, благодаря встроенному в себя механизму контроля над верховной властью. Это будет саморазвивающийся строй, переходящей от одного качественного этапа к другому по мере изменения потребностей населения.

      Управление государством по динамике качества и уровня жизни дает реальную силу седьмой статье Основ конституционного строя России, согласно которой «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В повседневной жизни наблюдаются противоположные процессы - рост самоубийств, убийств, грабежей, разбоев, смертности. Тем самым, сложившийся либеральный строй вступил в противоречие с конституционным строем, фактически осуществляя его насильственное свержение экономическими методами. Грубо нарушаются многие другие статьи Конституции, имеющие прямое действие.

      В такой ситуации призыв к защите конституционных основ РФ путем замены капитализма на социогуманизм есть первостепенный гражданский долг. Именно социогуманизм способен остановить вымирание народов, обеспечив всем условия достойной жизни, где главной ценностью становится человек. И в этом - его высшая легитимность.

 Москва, 2007 

Статьи других авторов

На главную

 

 

Добавить рекламное объявление
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz