Либеральная социально-экономическая система на рыночных принципах саморегуляции
Добавить рекламное объявление
Оглавление

 

Либеральная социально-экономическая система на рыночных принципах саморегуляции

        Либеральная СЭС (см. рис. 15) - система, функционирующая на основе свободного, не ограничиваемого (либо малоограничиваемого) государством товаропроизводства и товарообмена. Главной движущей силой в данных СЭС выступает стремление к обогащению. В силу этого либеральные СЭС являются чрезвычайно динамичными, быстро приспосабливающимися к меняющимся условиям, самоорганизующимися социально-экономическими образованиями. По структуре функциональных отношений - это типично паразитические системы, развитие и существование которых возможно только в условиях свободы эксплуатации других СЭС (в основном в скрытой, опосредованной форме). Взаимоотношения их между собой суть отношения между “хищниками”, образующими иерархическую упорядоченность: главный управляющий “хищник” подчиняет себе деятельность других, меньших по рангу “хищников”, выступающих и в качестве “жертв”. Основной же “жертвой” является среда обитания, экосистема, со всеми производимыми ею в настоящее время и произведенными в предшествующие геологические эпохи ресурсами.
       В отличие от социально-экономических систем, составляющих инвариант структуры функциональных отношений, саморегулирующихся по заранее установленному заданному состоянию, в социально-экономических системах, функционирующих на рыночных принципах саморегулирования, роль заданного состояния выполняет баланс спроса и предложения при стационарной цене. Предел в развитии системы по выходным характеристикам устанавливается спонтанно, вне зависимости от желаний. Причина появления предела состоит в закономерной зависимости спроса и предложения от цены: спрос с ростом цены падает, а предложение растет. Поэтому отношения всегда стремятся к динамическому равновесию, которое и выступает в качестве предела. Тем не менее и в либеральных СЭС производство продукции и рост показателей, характеризующих их выходные параметры, тоже меняются с насыщением по логистическому закону - вначале быстро растут, а затем рост затухает, переходя в режим динамического равновесия, или
деградации.
       Из общих закономерностей развития СЭС следует, что их выходные характеристики (валовой продукт) растут, пока прибыль, получаемая от предложения, превышает затраты на спрос. При этом главным регулирующим параметром выступает не цена, а емкость рыночной среды, определяемая численностью населения, СЭС различных рангов и границами возможного пространственного распространения. По мере насыщения рынка товаром спрос, предложение и цена стремятся к равновесию, и чтобы возбудить процесс, необходимо постоянно равновесие нарушать. Обычно делается это за счет расширения емкости рынка, увеличения разнообразия выпускаемой продукции. Тем не менее в любом случае закономерность сохраняется - рост прибыли и самой системы с насыщением затухает (это так называемый закон убывающей полезности, убывающей продуктивности, производительности и пр.).
       Применительно к современной российской ситуации, задача сводится к тому, чтобы совместить функционирование двух типов социально-экономических систем, добиться синергизма направленного их действия к устойчивому состоянию государства. Сложность решения этой задачи в том, что в либеральных СЭС трудно добиться оплаты по труду. В то же время либеральные СЭС могут вносить положительные моменты в развитие всей экономики, включая инвариантную часть структуры. В частности, благодаря их деятельности возможен быстрый рост производства и увеличения разнообразия продукции широкого потребления. Использовать положительные моменты действия либеральных СЭС можно через гибко действующую систему налогов. Налоги позволяют и инициировать предпринимательство, и при необходимости сдерживать его.
       Либеральные СЭС относятся к классу неравновесных диссипативных структур, со стихийно формирующимся заданным состоянием (в отличие от самореферентных неравновесных диссипативных структур, образующих инвариант). Неравновесие выражается в постоянном поиске способов нарушения баланса “спрос - предложение”, что осуществляется за счет выработки новых видов предложений и изменения цены. Именно в этом состоит их преимущество перед СЭС, саморегулирующихся по планируемому заданному состоянию. Стремление к получению прибыли осуществляется через быстро меняющиеся “предложения”, что и является причиной большого разнообразия товаров.
       Однако данное достоинство может вести к весьма негативным последствиям. Дело в том, что в некоторых условиях либеральным СЭС выгодно производить новые виды продукции (или завозить их) небольшими партиями и продавать их по высокой цене, удовлетворяя спрос наиболее платежеспособной части населения страны, вызывая обострение социальных отношений. Таким образом, либеральные СЭС, являясь типично рыночной структурой, вместо ожидаемого всплеска роста производительности труда и увеличения разнообразия продукции, могут вызвать деградацию устоев инварианта, нести вред государству, что мы и наблюдаем сейчас в России. Кроме того, либеральные СЭС в современных условиях России инициируют рост зарплаты и, следовательно, развитие инфляции.
       Управлять либеральными СЭС можно, а для России сейчас крайне необходимо. Но управление связано с изменением отношений с внешним рынком - без ограничения экспорта заграничной продукции при этом не обойтись. Кроме того, необходимо гибкое регулирование цен, налогов и зарплаты. Надо заставить либеральные СЭС работать на свою страну. С этой целью либеральные СЭС необходимо тоже ориентировать на систему управления по заданному состоянию, в которое включаются требования:
       - ввозить продукцию из-за границы в задаваемых государством пределах;
       - не выходить за пределы задаваемого коридора цен на выпускаемую продукцию;
       - в качестве главной задачи выставляется организация производства продукции широкого потребления в своей стране. При этом ограничения не накладываются на виды производимой продукции, количество, на экономические связи между СЭС внутри страны. Связи с зарубежными партнерами разрешаются, но только если они направлены на организацию производства в России.
       Для либеральных СЭС вводится налог, величина которого находится в нелинейной зависимости от оборота капитала и прибыли от продаж; тем самым должно стимулироваться развитие разнообразия “предложения” и рост прибыли предприятий преимущественно за счет качества и количества произведенной и реализуемой продукции. Если заданное состояние по данным показателям выполняется, то величина налога убывает (см. далее).
       Особенности функционирования сельскохозяйственных социально-экономических систем.
По природным сельскохозяйственным характеристикам практически вся территория России относится к зоне рискового земледелия. В силу этого организация высокопродуктивного сельского хозяйства требует больших трудовых, материальных и энергетических затрат на единицу произведенной продукции или единицу производственной площади. Для полного обеспечения населения продуктами питания необходимо увеличение численности населения, занятого в сельскохозяйственном производстве. Увеличение численности деревенского населения диктуется также необходимостью его возрастного обновления, привлечения людей, способных к усвоению и применению новейших агротехнических способов организации сельскохозяйственного производства; людей с более высокими материальными потребностями и запросами к условиям проживания.
       Для увеличения численности населения, занятого в сельском хозяйстве, сейчас в России сложились особенно благоприятные обстоятельства: большое число желающих переехать из стран СНГ в Россию, сокращение вооруженных сил и пр. Поэтому принятие мер, способствующих передвижению части населения в село, очень своевременно. Одна из них - выделение земли в собственность, но
с выплатой государству ренты. Очень правильная политика выделения каждому желающему горожанину земельного участка для организации подсобного хозяйства должна продолжаться и далее. Наилучший вариант, к которому желательно переходить уже сейчас, - это организация усадебного хозяйства. Любая городская семья при желании должна иметь усадьбу в сельской местности с хорошим, пригодным для постоянного жительства домом. Это верный путь к сближению города и деревни, к необходимому замедлению роста городов.
       Сельскохозяйственные СЭС, в отличие от промышленных, обладают крайне выраженной тенденцией к автаркии, как форме самосохранения и устойчивости. Можно выделить два вида состояния автаркии: автаркия в условиях обеднения, недостатка ресурсов (сельскохозяйственных машин, топлива, удобрений и пр.) и автаркия в условиях полной обеспеченности ресурсами.
       Причины автаркии в условиях недостатка ресурсов связаны с тем, что становятся невозможными обработка больших площадей земли, содержание большого стада животных и производство продукции в промышленных масштабах. В результате сельскохозяйственный коллектив (колхоз, кооператив, община) делится на семейные хозяйства. В них продукция производится преимущественно для удовлетворения личных нужд и в небольшом количестве для продажи с целью приобретения товаров самой первой, минимальной необходимости. В худших вариантах развития автаркии и общественные нужды сводятся к минимуму: прекращается облагораживание села, закрываются клубы, магазины и даже школы - в них не только некогда учиться, но и невыгодно.
       Сейчас в России деградация села осуществляется именно по этому варианту. Свобода рыночных отношений усугубляет этот процесс, обостряя его импортом зарубежного продовольствия.
       Второй вид автаркии развивается в условиях полного достатка и свободы рыночных отношений. Типичный пример - фермерство в США, Канаде, других богатых странах.
       Мероприятия, предполагающие оздоровление товарного сельскохозяйственного производства.
       1. Целенаправленная организация фермерских хозяйств в единые сельскохозяйственные СЭС - кооперативы или коллективные хозяйства различных специализаций, функционирующие на принципах заданного состояния.
       2. Целенаправленная организация и развитие сельскохозяйственной инфраструктуры: небольшие заводы сельскохозяйственного машиностроения и машинно-тракторные станции; структуры, обеспечивающие удобрениями и средствами защиты растений; ветеринарные станции, специализированные государственные сельскохозяйственные банки и пр.
       3. Организация строительных предприятий, специализирующихся на строительстве отвечающего современным требованиям жилья на селе.
       Эти и другие мероприятия должны сопровождаться постепенным сокращением импорта продуктов питания. Надежда на самоорганизацию сельскохозяйственных СЭС в условиях свободных рыночных отношений не оправдается, поскольку для положительных результатов требуется очень много времени.
       Для организации фермерства необходимо иметь развитую, хорошо отлаженную, отлично работающую инфраструктуру, обеспечивающую фермера всем необходимым. Но и это не во всех регионах может принести положительные результаты.
       Перевод сельскохозяйственных СЭС на принципы функционирования и самоорганизации по заданному состоянию является наиболее быстрым и действенным способом организации высокоэффективного сельскохозяйственного производства. Достоинства этого метода, как и в промышленном производстве, состоят в том, что он безразличен к собственности и может одинаково хорошо “работать” в свободных рыночных условиях. Он совершенно не ограничивает развитие самоорганизационных процессов. Естественно, что на функционирование по заданному состоянию необходимо переводить и всю сельскохозяйственную структуру.
       В заданное состояние сельскохозяйственных СЭС должно входить производство экологически чистых продуктов питания, при сохранении почв и окружающего ландшафта от эрозии и загрязнения. В заданное состояние вводится не самая высокая, а оптимально возможная урожайность в данных природных условиях; устанавливается заданное состояние по оптимальной численности поголовья скота на единицу площади, содержание которого не должно вызывать загрязнения и истощения среды, и пр. В заданное состояние обязательно должны включаться общественные мероприятия: строительство и содержание здравоохранительных и общеобразовательных учреждений,
домов культуры, библиотек; строительство и содержание дорог общего сельскохозяйственного использования и пр.
        Как выше отмечалось, сельскохозяйственные СЭС должны выплачивать постоянно действующий налог в виде земельной ренты и за использование других природных ресурсов, например, воды, полезных ископаемых. Но кроме этого вводится специальный управляющий налог, величина которого находится в нелинейной зависимости от выходных характеристик сельскохозяйственных СЭС. Максимальный размер управляющего налога взимается за плохую работу, а при плодотворной работе - его величина уменьшается. Рентный же налог уравнивает сельскохозяйственные предприятия в их возможностях.

 

Оглавление

Статьи других авторов

На главную

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz